В Миассе хватает автошкол, но обучить на права можно не всех.
На миасских улицах растет число автомобилей. Водителей тоже прибавляется: в 2024 году экзамены на права сдали 1375 человек, в этом году — уже 987. Как складываются отношения ГАИ с автошколами, что главное в обучении и кому в принципе не следует садиться за руль, рассказал начальник регистрационно-экзаменационного отдела городской Госавтоинспекции Эдвард Бадалян.
Когда годы — помеха
— Сейчас у нас в городе восемь автошкол, скоро должна открыться девятая, — говорит начальник РЭО. — Но фактически мы принимаем экзамены в десяти образовательных организациях: к нам приписаны еще две автошколы в Уйском районе.
— Хватает ли такого количества школ, чтобы обучить всех желающих?
— Этого более чем достаточно. Все школы работают по много лет, имеют большой опыт. Сейчас новая образовательная организация открывается впервые за долгое время.
— Каков в основном возраст учеников автошкол?
— 18-20 лет. Есть и моложе: у нас разрешено обучаться управлению легковым автомобилем с 16 лет, но получить права категории В можно только с 18 лет.
— Есть ли какие-то исключительные случаи? Например, начинающие водители за 60 лет?
— Немного, но есть. Несколько раз в месяц такие пожилые люди выходят на экзамен. Но я мало видел случаев, чтобы пожилой человек сел и поехал, и сдал экзамен успешно. Какие экзамены в таком возрасте? Я абсолютно против, чтобы пожилые люди управляли транспортом, выезжали на улицы.
— Недавно предлагали ужесточить допуск к вождению людей старше 60 лет.
— Предлагали, но сейчас единственное основание, по которому можно исключить из дорожного движения участников пожилого возраста, — это состояние здоровья. И то по решению суда только это можно сделать. Прокуратура вносит в суд представление о том, что, например, человек принимает лекарства, которые противопоказаны при управлении транспортом. Суд назначает экспертизу, и если результаты это подтверждают, то водительское удостоверение аннулируют.
— Но ведь не все пожилые люди принимают такие препараты.
— Да, но у многих есть проблемы со зрением, слухом. Например, лишили когда-то дедушку прав — попался пьяненький. Чтобы вернуть водительское удостоверение, сейчас надо полностью экзамен по ПДД сдавать. И вот приходят дедушки по 80 лет — с палочками, со слуховыми аппаратами. Сдают экзамен. Ничего не получается, конечно. Ни компьютером пользоваться не умеют, не видят, не слышат — куда выпускать таких водителей? Это просто увеличит количество ДТП.
Я считаю, что, когда человек еле ходит, уже никакого не должно быть управления транспортом. Не спорю, есть такие живчики, которые и в 70 лет ездят так, что дай бог каждому. Но я говорю именно про те случаи, когда водить машину состояние здоровья уже не позволяет.
Сила в практике
— Сколько сейчас обучаются в автошколе?
— Три месяца в среднем.
— Этого достаточно, чтобы с нуля научиться вождению?
— Чтобы овладеть теорией, в принципе достаточно. Освоить программу, правила дорожного движения — это много времени не занимает. Самое главное — овладеть практическими навыками, которые проверяют на дороге.
Бывает, что человеку достаточно месяц-два покататься, несколько занятий взять с инструктором. На экзамене такой курсант садится за руль — и ты понимаешь, что он едет. Может быть, неуверенно, где-то боится, трясется, но едет. Понимает требования дорожных знаков, приоритетные проезды перекрестков, знает, как среагировать на нештатную ситуацию, например, ремонт дороги или ДТП впереди. Это все сразу видно.
А есть такие ученики, которые берут чуть ли не по полгода занятий — и все равно не могут ехать. Наверное, просто не дано. Но обычно упорная практика все-таки дает результаты.
Да, занятия с инструктором требуют расходов, но надо понимать, что если уж ты пошел учиться в автошколу, придется тратить деньги. Хочешь успешной сдачи — нужна практика, практика и еще раз практика.
Есть исключительные примеры, когда человек по своей деревне ездил всю жизнь на «копейке», и у него навыки выработаны. Он три раза прокатился с инструктором, пришел на экзамен и сдал. Ситуации разные бывают. Но в 90 процентах случаев сдают только те, кто долго практикуется.
При этом много зависит от инструктора. Кто-то действительно учит ездить, а кто-то просто берет деньги за часы вождения, и толку никакого.
— В Миассе каких инструкторов больше?
— К счастью, обучающих. По моему опыту, у нас все педагоги знают, за что берут деньги: честно вкладывают время, силы, нервы в своих курсантов, чтобы довести их до успешной сдачи экзамена.
— В 2022 году вступили в силу новые программы обучения в автошколах. На городское вождение стали отдавать больше часов. Как это отразилось на уровне подготовки?
— Считаю, что положительно отразилось, это было правильное решение. Но бывает так, что практики, которую предоставляет автошкола в рамках образовательного процесса, недостаточно для курсанта. В этом случае он берет дополнительные занятия со своим инструктором, это нормально.
— В соцсетях многие возмущаются, что учебные машины ездят в часы пик по оживленным дорогам. Как разрешить эту ситуацию?
— По этому вопросу уже был разговор с руководством автошкол и инструкторами. Кто хотел, те нас услышали и теперь в напряженные часы не ездят по дорогам с большим потоком транспорта. Но кто-то упорно не хочет слышать, хочет дальше ездить и зарабатывать деньги. Запретить это мы не можем — никаких законодательных рычагов нет. Стараемся решить вопрос по-человечески: объясняем, замечания делаем, просим. Не со всеми это получается, но большинство идут навстречу.
Мнение
Мы поинтересовались, как авто-школы обучают курсантов и стараются ли не затруднять движение. Своим мнением по этому поводу поделился директор «Автошколы Старт» Владимир Слепых:
— Мы хотим, чтобы люди ездили безопасно в условиях современной, мобильной, жестокой дороги. Если будем учить их только в садовых товариществах, то смертность в ДТП еще увеличится.
Водитель должен уметь ездить по городу в час пик! Иначе это будет не водитель, а просто человек, у которого есть корочки с фотографией. И потом, когда такой человек поедет в час пик с работы, вдруг выяснится, что он не знает, как вести себя на дороге, потому что его этому не учили, и собьет ни в чем не повинного ребенка.
Проблема в том, что у нас большинство автошкол учат не водить, а сдавать экзамены, как бы страшно это ни звучало. Регламенты приема и обучения давно устарели, но это вопрос к профильному министерству.
Это первое. Второе — у меня, как человека, который любит свой город, хочет видеть его комфортным и безопасным, много вопросов к дорожной инфраструктуре. Учебки должны ездить по правилам, а легко ли их соблюдать? Почему возникают пробки?
На проспекте Автозаводцев как было 50 лет назад в каждую сторону по две полосы, так и есть. Причем одна из них заставлена машинами. Дорогу необходимо расширять — прежде всего, убрать разделительную полосу. Кустики — это хорошо, но при сегодняшнем количестве машин важен каждый сантиметр проезжей части.
То же самое на Тургоякском шоссе в районе ГРЦ. Водители вынуждены идти на обгон, потому что плестись за троллейбусом никто не хочет. Сделайте по две полосы в каждом направлении, и все будут ездить спокойно.
Транзитная объездная дорога на Богдана Хмельницкого — это тоже катастрофа. Зачем там, где идут фуры, установлены лежачие полицейские? Она должна быть как «Меридиан» в Челябинске, чтобы проезжать можно было беспрепятственно. Да, искусственные неровности нужны, но у нас их устанавливают где надо и не надо, в результате замедляется трафик.
Хотелось бы, чтобы среди тех, кто отвечает за дороги, было больше людей, мыслящих стратегически — то есть умеющих прорабатывать все нюансы с учетом перспективы. Тогда и через десятки лет наши дети будут ездить по удобным дорогам.
Позиция редакции может не совпадать с высказанным мнением.







