Царствование Екатерины Второй было крайне неоднозначным, но за один поступок она, безусловно, заслуживает самой горячей благодарности. Ровно 250 лет назад, 29 октября 1768 года, она приказала сделать себе первую в Россию прививку от оспы.
Завезенная крестоносцами черная оспа за несколько столетий унесла миллионы человеческих жизней, а лица выживших «украшали» чудовищные шрамы, которые называли оспинами. Не мода, а наличие безобразных оспин заставляло европейскую аристократию покрывать свои лица толстым слоем пудры.
Поздним вечером 12 октября 1768 года в покои великой императрицы тайно провели специально выписанного из Англии врача Димсдейла и шестилетнего отрока Сашу Маркова.
Врач сделал надрез на руке императрицы и через открывшуюся ранку протянул нитку, смоченную гноем больного оспой мальчика. По расчетам Димсдейла, менее чем через неделю императрица должна была заболеть легкой формой оспы и перенести ее без особых осложнений.
Уже на следующий день императрица, как обычно, вышла к своим фрейлинам, веселилась во дворе, играла с придворными в карты и беседовала о всякой всячине, сидя за общим обеденным столом.
Веселье в Царскосельском дворце продолжалось в течение шести дней, после чего у императрицы появились первые признаки заражения, и она уединилась в своих покоях.
Как и предполагал Димсдейл, лечение прошло вполне успешно, не оставив на лице Екатерины никаких рубцов. Менее чем через месяц материнской кровью привили будущего императора Павла Петровича.
Придворная знать загорелась идеей получить «оспенную материю» от самой императрицы, и в короткое время прививки сделали более чем 140 аристократам.
С успешным привитием оспы Екатерину поздравил Святейший Синод и Сенат, на что умная императрица кротко ответила:
«Мой предмет был своим примером спасти от смерти многочисленных моих верноподданных, кои, не знав пользы сего способа, оного страшась, оставались в опасности. Я сим исполнила часть долга звания моего; ибо, по слову евангельскому, добрый пастырь полагает душу свою за овцы».
Героическим поступком Екатерины Великой восторгался Вольтер. На поздравления императрица отвечала, что она только исполнила свой долг, так как правитель должен радеть о своем народе.
Русская императрица совершила то, чего не мог себе позволить ни один монарх Европы. Она продемонстрировала подданным, что готова пожертвовать ради них даже собственной жизнью.
Во Франции «блестящий» король Людовик XV побоялся сделать себе такую прививку, заразился оспой от молодой любовницы и умер. Екатерина назвала этот случай «диким варварством».
Постепенно прививки от оспы стали делать по всей России. Смертность в стране снизилась в десятки раз.