Миасс называют городом в Золотой долине. Его прославили золотые самородки, богатые минералами недра Ильменских гор и автомобили «Урал». Это один из самых крупных городов Челябинской области. Об истории и многочисленных достопримечательностях Миасса — в материале создателя интернет-портала «Ураловед» Павла Распопова.
Вглубь времен.
Город возник на реке Миасс, по которой и получил свое имя. Название реки могло произойти от тюркского языка, означая «малая топь».
В 1773 году тульский купец, основатель Златоустовского завода И. И. Лугинин получил разрешение на строительство на реке Миасс медеплавильного завода.
Однако из-за вспыхнувшей Крестьянской войны строительство остановилось. Завод пустили лишь 12 августа 1777 года.
Он вошел в состав Златоустовского горного округа и менял хозяев вместе с ним. В 1798 году наследник основателя завода, И. М. Лугинин, продал предприятие казне. В XIX веке производство меди сократилось, завод стал убыточным и закрылся. Административно Миасский завод входил в состав Троицкого уезда Оренбургской губернии.
Новая веха в развитии Миасса связана с золотом. В 1820 годы здесь открыли богатейшие золотые россыпи, в долине реки Миасс появилось множество золотых приисков. Например, в 1836 году здесь разрабатывалось 54 рудника и 23 золотые россыпи.
Самым богатым и известным прииском в окрестностях Миасса оказался Царево-Александровский (в советское время его переименовали в Ленинский), открытый в 1824 году шихтмейстером Меджером. Примечателен тем, что этот прииск во время путешествия по Уралу посетил император Александр I и сам попробовал добывать золото.
В 1842 году молодым старателем Никифором Сюткиным здесь был найден самородок весом 36 кг 21 г. Длина самородка составила 39 см, высота — 28 см. За форму самородок назвали «Большим треугольником». Это крупнейший золотой самородок в России и мире, сохранившийся до наших дней (известны и более крупные находки, но они были переплавлены). «Большой треугольник» хранится в Алмазном фонде Кремля в Москве. За находку старателю выплатили огромное по тем временам вознаграждение в 1200 рублей серебром (частями). Однако, как рассказывают, Сюткин быстро спился и все промотал, умерев в нищете.
Вообще, этот прииск отличался многочисленными находками крупных самородков. Почти полвека миасская долина была главной золотой кладовой России. Миасс превратился в богатый населенный пункт.
В 1839 году Густавом Розе в честь Миасского завода была названа новая открытая горная порода — миаскит. Она встречается в Ильменском, Ишкульском и Саитовском хребтах. В Миассе есть единственное в мире здание, облицованное миаскитом, — старый вокзал.
Миасс — родина известного уральского фотографа В.Л. Метенкова. Также он связан с именами известных ученых Л. А. Кулика, А. Е. Ферсмана, В. И. Вернадского.
В советское время добыча золота продолжилась, на реке появлялись драги. С 1988 года на Миассокм пруду работает драга № 5. Здесь почти отработано одно из крупных россыпных месторождений, добыто около двух тонн золота. Самородки здесь попадались редко.
С 1891 года в России строилась Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб) — самая длинная железная дорога в мире (более девяти тысяч км). Она прошла через Миасс. Официально строительство началось 19 (31) мая 1891 года близ Владивостока. На закладке дороги присутствовал цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II. Однако фактически строительство стартовало раньше — в начале марта 1891 года, когда началось строительство участка Миасс — Челябинск.
Первый поезд (рабочий, со стройматериалами) встречали в Миассе 5 июля 1892 года, а первый пассажирский состав из Санкт-Петербурга во Владивосток прошел в 1903 году.
Новая история.
После начала Первой мировой войны, в 1915 году, из Риги в Миасс эвакуировали пилозубный завод фирмы «Томас Фирт и сыновья». Он дал начало Миасскому напилочному (инструментальному) заводу. В советское время завод выпускал широкий ассортимент насечных и нарезных изделий: от больших напильников до маникюрных пилок. Его продукция экспортировалась более чем в 40 стран мира. В 1981 году был изготовлен миллиардный напильник. Для перевозки такого количества продукции понадобилось бы 34 тысячи вагонов, а их протяженность составила бы 400 км.
Гражданская война прокатилась и по Миассу, унеся жизни людей. Началом Гражданской войны на территории Миасса стал мятеж чехословацкого корпуса. 27 мая 1918 года миасский красногвардейский отряд был направлен на подавление мятежа в Златоусте, а 29 мая в Миассе был совершен контрреволюционный переворот, в город вступила рота белочехов. Наступательная операция красных под руководством Н. И. Подвойского и И. М. Малышева провалилась. 1 июня у горы Моховой они были разбиты. Захваченные в плен бойцы и местные руководители большевиков были расстреляны. В 1919 году, после боев, город освободили от белых.
В 1919 году (по другим данным — в 1926-м) Миасс получил статус уездного города. В 1923 году Миасский горсовет предлагал переименовать город в Тухачевск (в честь военачальника М. Н. Тухачевского, который руководил боевыми действиями в районе Миасса при освобождении местности от белых), однако ходатайство было отклонено.
Градообразующие.
В 1941 году из-за начавшейся войны в Миасс из Москвы был эвакуирован ЗиС. На его базе в 1943 году возник автомоторный завод. Сначала на заводе выпускались двигатели и коробки передач, а 8 июля 1944 года с конвейера сошел первый уральский автомобиль ЗИС-5В (в честь этого события одна из центральных улиц названа ул. 8 Июля).
Автомобили отправляли на фронт, на них устанавливали знаменитые «Катюши». После войны автомобильный завод продолжил работу, выпуская различные модели грузовых автомобилей «Урал». Он получил название Уральского автомобильного завода — «УралАЗ». В следующем году
АЗ «Урал» отметит 80-летие.
В 1950-е годы в Миасс из Златоуста перевели ракетное конструкторское бюро (СКБ-385), ныне это Государственный ракетный центр «КБ им. академика В. П. Макеева»). Оно занималось освоением серийного производства ракет разработки ОКБ-1, которое возглавлял С. П. Королев. Так в северной части города возник новый (и самый молодой) район — машгородок.