Сегодня, 24 октября, — Филиппова канитель, Федора-капустница, Федорины вечерки.
В этот день крестьяне начинали возить зерно на мельницу. Говорили, что наступает канитель, то есть распутица, когда на дорогах грязь, а по делам выезжать надо. Приходится торопиться, некогда канителиться, хотя и «сам Филипп к печи прилип» — так дороги развезло.
«Канителью» называли тонкую золотую или серебряную нить, которую использовали для вышивки. Изготовить ее сложно и очень долго: сначала ее надо вытянуть из золотой или серебряной проволоки, потом расплющить и скрутить… Оттого и называют всякое долгое и хлопотное дело канителью.
Федорин день ознаменовывал конец бабьего лета, крестьяне отмечали третью встречу осени. В этот день часто шли дожди, и предки верили, что это небеса плачут, провожая солнце. Еще одним прозвищем святой было Федора-Замочи Хвост, потому как на улицах, так и во дворах начиналась слякоть, женщинам приходилось передвигаться по ним, подоткнув подолы длинных юбок.
В этот день на Руси подводился итог всем осенним работам, последние ульи с пчелами прятались на зимовку в омшаник, до конца убирался весь урожай с огородных грядок. Говорили: «Пришла Федора — всякому делу аминь».
Зато начиналась пора вечерних посиделок — «капустников». В течение нескольких недель все женщины селения ходили по домам друг к другу и совместно рубили капусту, которую потом квасили на зиму в бочках.
По ходу капустника бабы травили байки, пели песни и частушки, а после накрывался стол, на который выставлялись блюда из капусты: щи, голубцы, пироги с капустной начинкой.
Мужики в таких вечерках участвовали редко, потому как на Федору находили себе другое дело — варили пиво. Для этого пивное сусло заливалось в большие глиняные сосуды — корчаги (большой горшок размером в полбочонка, с узким дном и очень широким горлом), которые потом ставились на русскую печь и нагревались при постоянной температуре в течение продолжительного времени. Такое пиво называлось корчажным.
Фото lenino.info