Мы ценим вашу конфиденциальность

⚠️ Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта, анализа трафика и персонализации контента. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

  • Миасс
  • О газете
  • О сайте
  • Контакты
  • Рекламодателям
  • Подписка
Суббота, 14 июня 2025 г.
  • Вход
  • Рег.
Миасский Рабочий
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий

В Миассе жил и работал один из разработчиков легендарной «Эмки»

Миасский Рабочий Миасский Рабочий
Воскресенье, 27 сентября 2020 г.
в рубрике События

Форд, Бенц, Порше — эти имена знают все любители автотехники в России. А помнит ли кто отечественных конструкторов, создавших множество прекрасных машин, которые служили стране в мирное и военное время?..

В начале 50-х годов на Уральском автозаводе работал Андрей Александрович Липгарт – выдающийся советский автоконструктор, заслуженный деятель науки и техники, лауреат пяти Сталинских премий, кавалер трех орденов Ленина, ордена Трудового Красного Знамени и целого ряда медалей.

Каким ветром занесло в провинциальный городок столь неординарную личность?.. Долго ли пробыл Липгарт на уральской земле? Какими деяниями прославил свое имя?

Его «автомобильная школа»

В Миассе жил и работал один из разработчиков легендарной «Эмки»
2817530 01.04.1949 В гараже магазина «Автомобили» на Бакунинской улице в Москве, 1949 год. Анатолий Гаранин/РИА Новости

Судьба Андрея Липгарта, в 1915 году окончившего частное Реальное училище К.П. Воскресенского, складывалась на редкость удачно. В 1918 году его, работника авторемонтных мастерских на Ордынке, вполне могли расстрелять как «чуждый элемент», но он остался жив. Потом чуть не умер от тифа, но смерть снова прошла мимо. Был мобилизован на военную службу, где возможностей распрощаться с жизнью хватало, но, к счастью, был определен механиком в гараж.

Это время сам Липгарт называл своей «автомобильной школой»: приходилось чинить очень старые машины иностранного производства, а значит, была возможность изучить различные типы автомобильной техники.

Талант любознательного механика был замечен командованием части. В 1921 году его откомандировали на продолжение учебы в МВТУ, где он получил специальность инженера.

Из чертежников — в главные

В Миассе жил и работал один из разработчиков легендарной «Эмки»
19684 16.03.1936 Первые легкие автомобили «М-1» — «Молотовский-первый», в честь главы правительства СССР (председателя Совнаркома) — Вячеслава Михайловича Молотова, имя которого в те годы носил завод, сходят с конвейера Горьковского автомобильного завода. Георгий Петрусов/РИА Новости

27-летнего Андрея Липгарта приняли чертежником в Научный автотракторный институт (НАТИ). Фактически же он участвовал в создании первого советского малолитражного автомобиля.

«8-го мая состоялась пробная поездка на легковом автомобиле, — писали «Известия» в мае 1927 года, — построенном по системе профессора Н.Р. Бриллинга молодыми советскими инженерами-конструкторами тт. Шараповым и Липгартом…».

Через весьма короткое время Липгарт стал главным конструктором автомобильного отдела.

В декабре 1932 года, когда отечественным заводам было поручено проектирование и строительство первых советских троллейбусов, специалисты НАТИ под руководством Липгарта спроектировали троллейбус «ЛК-1» («ЛК» — Лазарь Каганович, инициатор введения в Москве троллейбусного сообщения). Первый троллейбусный маршрут вступил в строй 15 ноября 1933 года, и к концу следующего в Москве было уже 50 таких машин.

На всеобщее обозрение

В Миассе жил и работал один из разработчиков легендарной «Эмки»

В 1930 году в Нижнем Новгороде запланировали построить завод по выпуску фордовских автомобилей. Десятки советских конструкторов, инженеров, мастеров и рабочих были отправлены в США для освоения американских методов проектирования и строительства машин. Среди них был и Липгарт.

Когда Горьковский автозавод вступил в строй, 35-летний Липгарт, к тому времени уже имеющий опыт разработки и запуска в производство нескольких легковых автомобилей, был назначен главным конструктором ГАЗа.

Первое, что Андрей Александрович сделал в новой должности, — выставил свой рабочий стол в общий конструкторский зал, чтобы видели, как он сам работает, и чтобы было видно, как другие приходят к нему за советом, похвалой или нагоняем.

Стол в общем зале обладал еще одним преимуществом: посетители испытывали определенную неловкость от общения «на людях», вследствие чего разговоры приобретали краткость и велись по существу. В любое время каждый из сотрудников мог подойти к Липгарту с любым вопросом и получить на него ответ.

Каждое утро главный обходил все основные рабочие места экспериментального цеха, интересовался ходом работ, делами, настроением каждого сотрудника.

Успешные «смотрины»

Ключевой задачей главного конструктора на тот момент были подготовка и освоение производства нового легкового автомобиля. Однако купленные технологии, оборудование и существовавший договор привязывали ГАЗ к моделям Ford, которые не только устарели, но и конструктивно не слишком подходили для условий эксплуатации в СССР.

Избавиться от «американской зависимости» позволила бы разработка автомобиля собственной конструкции. Работа над ним началась в сентябре 1933 года. Уже в январе 1934-го появился первый образец, а к концу мая собрали две машины с цельнометаллическими кузовами. Обе прошли испытания без поломок.

Весной 1936-го автомобиль «М-1» привезли в Москву на правительственный показ. «Смотрины» прошли успешно, и «Эмка» получила зеленый свет.

Первая Сталинская

В Миассе жил и работал один из разработчиков легендарной «Эмки»

Автомобиль ГАЗ-М1 стал первой вершиной Липгарта. В планах у Андрея Александровича были проекты новых легковых и грузовых машин. Им помешала война… В 1941 году ГАЗ перешел на выпуск военной продукции.

Под руководством Липгарта были созданы первые советские внедорожники ГАЗ-64 и ГАЗ-67 — совершенно оригинальные, не скопированные с зарубежных аналогов. Другие его проекты, во многом определившие ход войны, — бронеавтомобиль БА-64, легкие танки Т-60, Т-70 и Т-80. И чрезвычайно удачная артиллерийская самоходная установка, очень популярная в армии — СУ-76.

В 1942 году Липгарт был удостоен первой в своей жизни главной государственной премии тех лет — Сталинской. В 1943 году получил еще одну. А всего этих премий в его жизни было пять — больше, чем у какого-либо иного советского автоконструктора.

Без вины виноватый

Зимой 1941/42 года ГАЗ получил правительственное задание на разработку новой «легковой машины с несущим кузовом». Первый прототип ее появился 6 ноября 1944 года. Накануне праздничной демонстрации Липгарт лично вывел ГАЗ-20 из ворот завода на испытания. Автомобиль, как вскоре выяснилось, оказался не совсем удачным и требовал значительной доработки, которая шла до самого конца войны.

В июле 1945-го в Кремле состоялся показ новинок руководству Советского Союза. ГАЗ-М-20 с первого взгляда не понравился Сталину, тем не менее, автомобиль удалось отстоять, и «Победа» пошла в производство.

Но Липгарт не подозревал, сколько неприятностей свалится на завод и на него лично в связи с этим. Модель была сырая, и без серьезной доработки в производство ее запускать было нельзя. Главный конструктор не раз говорил об этом, но его мнение проигнорировали, и в 1947-м «Победа» пошла в серию. Тогда-то и посыпались жалобы на качество. Начались разбирательства. Среди «виноватых» оказался и Липгарт.

15 декабря 1951 года создателя «Эмки», «Победы», ЗИМа, грузовика ГАЗ-51 и еще множества других (в общей сложности – 67 экспериментальных моделей, 27 из которых стали серийными) сняли с должности главного конструктора без объяснения причин. А 15 мая 1952 года «за сопротивление борьбе с космополитизмом» Липгарт был переведен на УралЗИС рядовым конструктором.

На Урал — и обратно

Липгарт переехал в Миасс и приступил к работе за кульманом, как рядовой инженер — будто за его плечами не было десятков успешных проектов и славы создателя легендарных автомобилей.

Знаменитый проектировщик и конструктор, однако, не мог сидеть сложа руки: по его инициативе и при непосредственном участии на заводе была осуществлена модернизация производства одной из главнейших моделей завода – грузового автомобиля УралЗИС -355. За это Липгарт получил премию в 300 рублей.

После смерти Сталина в 1953 году Андрей Александрович вернулся в Москву, возглавил кафедру «Автомобили» в МВТУ и одновременно занял пост главного конструктора НАМИ.

Липгарт скончался 20 марта 1980 года в Москве на 82-м году жизни. Над его могилой — плита с силуэтом автомобиля «Победа», самого известного шедевра великого автоконструктора.

В Миассе жил и работал один из разработчиков легендарной «Эмки»

Фото tassphoto.com, visualrian.ru, 

Наталья Корчагина


Хештеги: День машиностроителяживая история

Похожие темы

Как жилось в Миассе военного времени маленьким гостям из далекой страны

04.07.2021

О тяготах военного детства рассказала женщина с непростой судьбой

12.04.2021

Погода

Погода в Миассе
Погода
Погода в Миассе на 2 недели

Реклама +7 (3513) 57–23–55

Популярное на сегодня

  • «Сабантуй» на новом месте

    «Сабантуй» на новом месте

    0 репостов
    Поделиться 0 Tweet 0
  • Снова дождливо будет в Челябинской области

    0 репостов
    Поделиться 0 Tweet 0
  • Два человека погибли в страшном ДТП под Миассом

    0 репостов
    Поделиться 0 Tweet 0
  • Жара усиливается в Челябинской области

    0 репостов
    Поделиться 0 Tweet 0
  • Вчера экипаж «Урала» выручал «КамАЗ»

    0 репостов
    Поделиться 0 Tweet 0

Новости на других сайтах

Новости СМИ2

Сетевое издание «Миасский рабочий.RU»

Свид-во о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 61785 от 07.05.2015 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредители:

Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»;

Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния».

Главный редактор: Исаева В.А.

Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов ссылка на www.miasskiy.ru обязательна (в интернете — гиперссылка).

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Тел. редакции +7 (3513) 57-23-55

Email: mr@miasskiy.ru

 

Политика конфиденциальности

  • Новости
  • Наши проекты
  • Официально
  • АРХИВ
  • 16+

© 2012 — 2025. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2025

Добро пожаловать!

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль? Регистрирация

Создать новый аккаунт

Заполните формы, чтобы зарегистрироваться

Все поля обязательны. Войти

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите свое имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти
No Result
View All Result
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+

© 2012 — 2025. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2025