• Миасс
  • О газете
  • О сайте
  • Контакты
  • Рекламодателям
  • Подписка
Суббота, 6 декабря 2025 г.
  • Вход
Миасский Рабочий
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий

На 900-метровой картине-панораме Павла Пясецкого запечатлен старый Миасс

Миасский Рабочий
Воскресенье, 02 августа 2020 г.
в рубрике Живая история

Литографии из книги ученого-минералога Адольфа Купфера «Путешествие по Уралу»; снимки основоположника отечественной
цветной «светописи» Сергея Прокудина-Горского; фотография станции Миасс, сделанная в 1894 году американцем Уильямом Генри Джексоном во время его турне по Транссибирской магистрали…

Нет равных в России.

Все эти (и многие другие) изображения старого Миасса мы рассматриваем с жадным вниманием, вглядываясь в мельчайшие детали и пытаясь узнать знакомые места.
Но слышали вы когда-нибудь, что Миасс «засветился» еще в одном произведении искусства, которому нет равных в России?.. Заинтригованы? Хотите узнать, что же это за произведение и чем оно уникально?..
А это панорама Великого Сибирского пути, представляющая собой акварельные рисунки железнодорожного пути от Урала до Тихого океана, выполненные на бумажной ленте длиной более 900 метров. Создал гигантскую панораму в 1894–1900 годы человек необыкновенной судьбы – врач, путешественник, писатель, художник Павел Пясецкий.

С «охотой к перемене мест».

Павел Яковлевич Пясецкий (1843–1919 гг.), уроженец Орла, после окончания гимназии поступил в Московский императорский университет на медицинский факультет. Будучи студентом, сделал многие сотни рисунков по анатомии, гистологии. Получив диплом, работал в Московской Екатерининской больнице.
В 28 лет защитил докторскую диссертацию и перебрался в Петербург, где в свободное от работы время брал уроки в Академии художеств у живописца Павла Чистякова, бывшего наставника Сурикова, Репина, Поленова, Врубеля…
Имея «охоту к перемене мест», часто отправлялся в путешествия, где собирал этнографические и минералогические коллекции, читал лекции, и из каждой поездки привозил большие серии акварелей.
Наклеивая акварели на ткань в тематической и хронологической последовательности, Пясецкий создавал непрерывную панораму путешествия. Так появились его знаменитые «рулоны»-панорамы Китая, Персии, Закаспийской железной дороги.

Верхом и на велосипеде.

Панорама Закаспийской железной дороги длиной в 170 аршин понравилась железнодорожникам. В 1894 году они попросили Пясецкого изобразить подобным образом Сибирскую железную дорогу. Павел Яковлевич изготовил часть картины длиной 250 аршин, которую заказчик в принципе одобрил, но его не устроила цена, из-за чего новый договор с художником не заключили.
К счастью, творение Пясецкого увидел председатель комитета по сооружению Сибирской железной дороги император Николай II. Восхитившись, государь пожелал, чтобы работа была непременно продолжена и стала экспонатом Всемирной выставки в Париже в 1900 году. Пясецкому сразу полностью оплатили будущую работу, а также выделили специальный вагон-мастерскую и двухосный вагон для отдыха и сна.
К созданию первого рулона Пясецкий приступил в 1894 году, начав работу от Волги (Сызрань) и доведя ее до Челябинска. В эту часть панорамы попал и Миасс с его плотиной, городским прудом, зданием заводоуправления, Петропавловской церковью.
Летом и ранней осенью в специальном вагоне-мастерской художник выезжал на очередной участок Транссиба, зарисовывал процесс строительства железной дороги, мосты, переправы, а в городах старался запечатлеть улицы, площади, достопримечательности, местные промыслы и ремесла.
Доезжая до места назначения, Пясецкий нередко покидал вагон и пересаживался в экипаж, на лошадь или велосипед, чтобы иметь возможность добраться до самых отдаленных участков трассы.

Как в кино.

Панорама «Великий Сибирский путь» длиной в 1285 аршин была готова в срок. Успех в Париже имела огромный. Для демонстрации картины на выставке был построен специальный павильон, посвященный освоению Сибири, с тремя вагонами, включающими салон, спальные места и столовую: посетители («пассажиры») заходили в «вагоны», рассаживались по местам. Акварельная лента медленно перематывалась за окном, создавая полную иллюзию путешествия по Транссибу.
Аттракцион состоял из нескольких слоев объектов и картин, двигавшихся с разной скоростью. На первом плане со скоростью 300 метров в минуту перемещалась горизонтальная лента с наклеенными на нее песком и камнями; вторая лента с нарисованным кустарником двигалась со скоростью 120 метров в минуту, и на заднем плане медленнее всего (5 метров в минуту) – собственно акварельное полотно.
Лента панорамы перекручивалась с одного цилиндра на другой. Словно в современном кинофильме, за окном разворачивались документальные сюжеты жизни и природы Сибири.
Жюри отметило панораму Пясецкого Большой золотой медалью, а самого создателя полотна — французским орденом Почетного легиона.

Спасли!

Имя Павла Пясецкого долгие годы находилось под запретом. Причины понятны: дворянин, действительный статский советник, был знаком с императором Николаем II и членами царствующего дома Романовых, прославлял их в своем творчестве, дружил с царскими министрами и генералами…
Знаменитым его рулонам тоже выпала нелегкая доля. За время демонстраций и последующих перемещений по музейным хранилищам акварели, наклеенные на ткань и свернутые в рулоны, обветшали, потрескались и загрязнились. Требовалась срочная реставрация.
В 2004 году директор Эрмитажа Михаил Пиотровский обратил внимание руководства ОАО «Российские железные дороги» на уникальный памятник, хранящийся в музейных фондах. Благодаря финансовой поддержке РЖД специалисты Лаборатории научной реставрации графики Эрмитажа восстановили живописную летопись Транссиба. Интерес к творчеству Павла Яковлевича возродился вновь…

P.S. 2 августа в России будет отмечаться День железнодорожника. Им мы и посвящаем эту публикацию.
С праздником!

фото culture-art.ru


Хештеги: живая история

Похожие темы

Как жилось в Миассе военного времени маленьким гостям из далекой страны

04.07.2021

О тяготах военного детства рассказала женщина с непростой судьбой

12.04.2021

Погода

Погода в Миассе
Погода
Погода в Миассе на 2 недели

Популярное сегодня

  • следы, зима, снег, голубьСнег накроет Челябинкую область 05.12.2025 В Миассе осадков не ожидается.
  • зима холодАрктический холод накроет Челябинскую область 05.12.2025 В ближайшие дни регион переживет резкий переход от аномально теплой…
  • администрация. Миасс, зима, Новый год, каток, елкаНовогодняя ель 2025: когда и как наряжать? 06.12.2025 Мудрые хозяйки уже сейчас задумываются, как встретить 2026 год, чтобы…
  • тучи, небо, Миасс, дом, Комарово,До минус 9 градусов ожидается в Челябинской области 04.12.2025 В Миассе будет пасмурно.
  • DSC_4807«Биостанция» засверкала в стенах музея… 06.12.2025 Инсталляция посвящена памяти ученого Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского.

Новости на других сайтах

Новости СМИ2

Сетевое издание «Миасский рабочий.RU»

Свид-во о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 61785 от 07.05.2015 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредители:

Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»;

Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния».

Главный редактор: Исаева В.А.

Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов ссылка на www.miasskiy.ru обязательна (в интернете — гиперссылка).

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Тел. редакции +7 (3513) 57-23-55

Email: mr@miasskiy.ru

 

Политика конфиденциальности

  • Новости
  • Наши проекты
  • Официально
  • АРХИВ
  • 16+

© 2012 — 2025. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2025

Добро пожаловать!

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите свое имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти
No Result
View All Result
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+

© 2012 — 2025. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2025