Литографии из книги ученого-минералога Адольфа Купфера «Путешествие по Уралу»; снимки основоположника отечественной
цветной «светописи» Сергея Прокудина-Горского; фотография станции Миасс, сделанная в 1894 году американцем Уильямом Генри Джексоном во время его турне по Транссибирской магистрали…
Нет равных в России.
Все эти (и многие другие) изображения старого Миасса мы рассматриваем с жадным вниманием, вглядываясь в мельчайшие детали и пытаясь узнать знакомые места.
Но слышали вы когда-нибудь, что Миасс «засветился» еще в одном произведении искусства, которому нет равных в России?.. Заинтригованы? Хотите узнать, что же это за произведение и чем оно уникально?..
А это панорама Великого Сибирского пути, представляющая собой акварельные рисунки железнодорожного пути от Урала до Тихого океана, выполненные на бумажной ленте длиной более 900 метров. Создал гигантскую панораму в 1894–1900 годы человек необыкновенной судьбы – врач, путешественник, писатель, художник Павел Пясецкий.
С «охотой к перемене мест».
Павел Яковлевич Пясецкий (1843–1919 гг.), уроженец Орла, после окончания гимназии поступил в Московский императорский университет на медицинский факультет. Будучи студентом, сделал многие сотни рисунков по анатомии, гистологии. Получив диплом, работал в Московской Екатерининской больнице.
В 28 лет защитил докторскую диссертацию и перебрался в Петербург, где в свободное от работы время брал уроки в Академии художеств у живописца Павла Чистякова, бывшего наставника Сурикова, Репина, Поленова, Врубеля…
Имея «охоту к перемене мест», часто отправлялся в путешествия, где собирал этнографические и минералогические коллекции, читал лекции, и из каждой поездки привозил большие серии акварелей.
Наклеивая акварели на ткань в тематической и хронологической последовательности, Пясецкий создавал непрерывную панораму путешествия. Так появились его знаменитые «рулоны»-панорамы Китая, Персии, Закаспийской железной дороги.
Верхом и на велосипеде.
Панорама Закаспийской железной дороги длиной в 170 аршин понравилась железнодорожникам. В 1894 году они попросили Пясецкого изобразить подобным образом Сибирскую железную дорогу. Павел Яковлевич изготовил часть картины длиной 250 аршин, которую заказчик в принципе одобрил, но его не устроила цена, из-за чего новый договор с художником не заключили.
К счастью, творение Пясецкого увидел председатель комитета по сооружению Сибирской железной дороги император Николай II. Восхитившись, государь пожелал, чтобы работа была непременно продолжена и стала экспонатом Всемирной выставки в Париже в 1900 году. Пясецкому сразу полностью оплатили будущую работу, а также выделили специальный вагон-мастерскую и двухосный вагон для отдыха и сна.
К созданию первого рулона Пясецкий приступил в 1894 году, начав работу от Волги (Сызрань) и доведя ее до Челябинска. В эту часть панорамы попал и Миасс с его плотиной, городским прудом, зданием заводоуправления, Петропавловской церковью.
Летом и ранней осенью в специальном вагоне-мастерской художник выезжал на очередной участок Транссиба, зарисовывал процесс строительства железной дороги, мосты, переправы, а в городах старался запечатлеть улицы, площади, достопримечательности, местные промыслы и ремесла.
Доезжая до места назначения, Пясецкий нередко покидал вагон и пересаживался в экипаж, на лошадь или велосипед, чтобы иметь возможность добраться до самых отдаленных участков трассы.
Как в кино.
Панорама «Великий Сибирский путь» длиной в 1285 аршин была готова в срок. Успех в Париже имела огромный. Для демонстрации картины на выставке был построен специальный павильон, посвященный освоению Сибири, с тремя вагонами, включающими салон, спальные места и столовую: посетители («пассажиры») заходили в «вагоны», рассаживались по местам. Акварельная лента медленно перематывалась за окном, создавая полную иллюзию путешествия по Транссибу.
Аттракцион состоял из нескольких слоев объектов и картин, двигавшихся с разной скоростью. На первом плане со скоростью 300 метров в минуту перемещалась горизонтальная лента с наклеенными на нее песком и камнями; вторая лента с нарисованным кустарником двигалась со скоростью 120 метров в минуту, и на заднем плане медленнее всего (5 метров в минуту) – собственно акварельное полотно.
Лента панорамы перекручивалась с одного цилиндра на другой. Словно в современном кинофильме, за окном разворачивались документальные сюжеты жизни и природы Сибири.
Жюри отметило панораму Пясецкого Большой золотой медалью, а самого создателя полотна — французским орденом Почетного легиона.
Спасли!
Имя Павла Пясецкого долгие годы находилось под запретом. Причины понятны: дворянин, действительный статский советник, был знаком с императором Николаем II и членами царствующего дома Романовых, прославлял их в своем творчестве, дружил с царскими министрами и генералами…
Знаменитым его рулонам тоже выпала нелегкая доля. За время демонстраций и последующих перемещений по музейным хранилищам акварели, наклеенные на ткань и свернутые в рулоны, обветшали, потрескались и загрязнились. Требовалась срочная реставрация.
В 2004 году директор Эрмитажа Михаил Пиотровский обратил внимание руководства ОАО «Российские железные дороги» на уникальный памятник, хранящийся в музейных фондах. Благодаря финансовой поддержке РЖД специалисты Лаборатории научной реставрации графики Эрмитажа восстановили живописную летопись Транссиба. Интерес к творчеству Павла Яковлевича возродился вновь…
P.S. 2 августа в России будет отмечаться День железнодорожника. Им мы и посвящаем эту публикацию.
С праздником!
фото culture-art.ru