Сегодня, 15 сентября, — Мамонт-овчарник. Федот и Руфина.
На Руси мученика называли Мамонтием Овчинником или Овчарником, считая его покровителем овец и коз. Дело в том, что когда святой жил в пустыне, к нему приходили дикие козы, которых он доил и делал из молока сыры.
В день Мамонтия не полагалось выгонять скотину со двора, в противном случае ей грозили болезни и прочие напасти. А вот на стол хорошо было поставить блюда из козьего молока — тот же сыр или творог.
Их в этот день со двора не выгоняли — считали, что так можно навлечь на животных беду. Да и вообще весь день был посвящен овцам и козам: убирали двор, сарай, где живут овцы и козы, затыкали мохом щели, утепляли дверь и оконца, клали зимнюю подстилку — одним словом, делали все, чтобы животные благополучно перезимовали.
После окончания работ хлев надо было обязательно окурить вереском — травой, отгоняющей злых духов. В некоторых местностях готовили к зиме в этот день не только хлевы, но и овинники, омшаники (здесь зимовали ульи) и прочие хозяйственные постройки.
С Мамонтия начинались гулянья парней. После окончания полевых работ всем молодым людям, которым предстояло идти в рекруты, давали полную свободу и более не нагружали никаким трудом до самого набора (он обычно случался в ноябре). Парни наряжались в праздничную одежду, ходили в гости друг к другу, устраивали игры и шуточные драки.
Гуляния рекрутов отличались бесцеремонным и буйным поведением, но будущим солдатам прощались все выходки, бесчинства, так как подобное чаще всего считалось для них нормой, последним глотком вольной жизни.
Понятно, что, отправляя сына, брата, жениха в рекруты, с ним прощались «на век», не надеясь когда-либо увидеться, так как служба в русской армии продолжалась 25 лет. Проводы рекрутов воспринимались как большое и трагическое событие в каждой семье, во всей общине. Провожать новобранцев собиралась вся деревня, приходил родные и знакомые из соседних сел. Деревня в эти дни гуляла и плакала, «веселилась навзрыд».