Сегодня, 1 сентября — Андрей-тепляк, Фекла-свекольница.
Традиционно в этот день мужики выходили в поле смотреть, созрел ли овес и теплый ли дует ветер. Считалось, что сноп овса, внесенный в дом в этот день, принесет достаток и сохранит от нечистой силы. Ставили его в бабий кут — бабий угол (место у русской печи, где стояли квашенка и квасники, горшки и чугуны, то есть домашняя утварь). Несколько колосков надо было непременно отнести и в конюшню, поскольку считалось, что леший, который очень любит играть с лошадьми, не сможет в этом случае подойти к конюшне.
На этот день приходились дожинки: старинный обряд, отмечавший конец жатвы, когда последний сноп, составленный из срезанных всеми жнецами колосьев, перевитый цветами или наряженный в женское платье, торжественно привозился в селение или оставлялся в поле до следующей жатвы. Несколько колосков, оставшихся на поле, пригибали и засыпали землей («завивали бороду»). Это должно было обеспечить хороший урожай на будущий год.
1 сентября принято было заканчивать все хозяйственные и торговые сделки. Крестьяне начинали сушить и мять лен, мочить коноплю. Начинались так называемые засидки, когда женщины по вечерам собирались в избах (чаще всего в домах вдов), беседовали и занимались рукоделием.
Долгое время 1-го сентября сохранялась традиция сажать на коней мальчиков, которым исполнялось четыре года – так приучали ребенка к работе и взрослой жизни.
Как правило, утро начиналось с благодарственной молитвы за все, что произошло с начала прошлого сентября, и просьбы к высшим силам о защите всех добрых помыслов и дел.
После этого хозяева садились за стол и начинали планировать предстоящий год. Делать это полагалось с чистой душей и в спокойном настроении, без всплеска эмоций, чтобы не разбудить нечистую силу, которая могла спутать все планы.
В русском народном календаре закрепилось представление о том, что день памяти мученика Андрея Стратилата должен быть теплым как прощальный привет уходящего лета. Если погода радовала, говорили: «Тепляк держится — ушедшему лету вослед кланяется».
Упоминание мученицы Феклы в народном земледельческом календаре связано, по-видимому, с тем, что имя ее оказалось созвучным названию свеклы, которую как раз в эту пору завершали или начинали убирать с огородов.
Фото liveinternet.ru