Коммунальщики без проблем не живут. Чаще всего им «не дает скучать» капризная уральская погода, но есть у управляющих компаний и внесезонная «беда» — должники. Управляющая компания «Рассвет-Энерго» подала пример борьбы с должниками.
Тюрьма отменяется
Лет десять назад корреспондент «МР» тоже попал в число неплательщиков. Долги быстро росли, а зарплата была настолько мала, что погасить задолженность не представлялось возможным.
Получив «грозную» бумагу из УК «Рассвет», на не гнущихся от страха ногах отправилась к Татьяне Сухановой. Готовилась к самому худшему…
Однако в долговую яму меня не посадили. Более того, предложили два варианта выхода из ситуации: провести реструктуризацию долга или отработать его на малоквалифицированных работах (помнится, тогда на первом плане стояла борьба с несанкционированными свалками в частном секторе). Оказалось, что реструктуризация мне вполне по средствам.
Этот эпизод не изгладился из памяти, и поэтому, получив редакционное задание поговорить о борьбе с должниками с руководителем компании «Рассвет-Энерго» Татьяной Сухановой, я, конечно же, начала разговор с того случая.
Нет денег? Отработай
— Татьяна Петровна, у вас до сих пор существует способ отработки коммунальных долгов?
— А почему бы и нет? — вопросом на вопрос ответила руководитель. — Если собственник попросит помочь ему справиться с долгом, никто не откажет. Да, можно составить договор о рассрочке долга и оплачивать его частями в течение определенного времени или, как вариант, заключить соглашение на выполнение каких-то работ. Например, нынешней зимой надо очищать от снега дворы, козырьки, кровлю. Должник может помочь собственной работой (лопату в руки — и вперед!) либо предоставить спецтехнику для вывоза снега. Мы не будем против, если собственник предложит свою помощь в изготовлении лопат, метелок, скребков. Был случай, когда женщина погашала долг, снабжая нас рабочими рукавицами — ежемесячно отшивала 100-150 пар. Нередко должник соглашается сделать ремонт в своем подъезде и так «расправляется» со своим долгом.
— Думаю, это не единственные рычаги воздействия на неплательщиков?
— Да, не единственные. В ноябре-декабре прошлого года мы провели акцию по списанию пени: кто гасит всю задолженность сразу, тому пеня списывается. За ноябрь погасили около 300 тысяч рублей, за декабрь — более 200 тысяч. Но долгов все равно много — более девяти миллионов рублей по обслуживаемому району.
«Терминатор» поможет
— А более строгие и серьезные меры к должникам применяете?
— Да, мы заключили соглашение с организацией «МиассЭнергосбыт» — ограничиваем подачу должникам электроэнергии до тех пор, пока они не оплатят статью «Содержание жилья». Это дает определенные результаты — собственники пытаются изыскать средства и заплатить долг. Но уж если положение у них совсем «аховое», подписывают договор реструктуризации — и подключаем электроэнергию. Сотрудничаем и с «Водоканалом» в плане установки заглушек на канализацию — это тоже эффективный способ борьбы с задолженностями за коммунальные услуги (так называемая система «Терминатор»), ежемесячно гасится до 18-20 процентов общего долга.
— Приходится ли подавать в суд на должников?
— Конечно, судебные процессы никто не отменял. Каждый месяц рассылаем по сотне с лишним уведомлений-претензий должникам, выжидаем десять дней, а потом идем с иском в суд. Сложность в том, что для суда приходится собирать большой пакет документов. В месяц подаем 10-12 исков.
Мы не благотворители
— Больше всего должников, надо полагать, среди жителей старых домов и общежитий?
— Да, в старых домах платежеспособность населения остается на уровне 70-80 процентов, потому что большая часть жильцов — малоимущие, неработающие. В многоквартирных домах собираемость коммунальных платежей порой достигает
90 процентов. Интересно, что неплательщики из устаревшего жилого фонда предъявляют к управляющей компании претензии, не думая о том, что именно их долги связывают нас по рукам и по ногам. А самое главное — не понимают, что УК имеет право отказаться от них и в этом случае их вряд ли возьмет другая компания. Сейчас в области нередки случаи подобных отказов. Благотворительностью мы не занимаемся. Мы бьемся за то, чтобы собственники сами принимали размеры тарифа на содержание жилья, исходя из того, какие именно работы необходимы дому. Только в этом случае состояние дома будет улучшаться. Наша задача — сделать так, чтобы свет горел, были вода и тепло, кровля не бежала. Что касается комфортности, то это забота собственников.
Узнать о задолженности можно на сайте ukrassvet.ru.