В начале этой недели губернатор Челябинской области Борис Дубровский провел пресс-конференцию, участие в которой приняли редакторы и журналисты региональных и районных средств массовой информации. Глава региона в течение двух часов отвечал на различные вопросы репортеров, показывая, как говорится, «высший пилотаж» в задаваемых представителями СМИ темах, порой шутил и даже рассказал анекдот. Обо всем по порядку.
На месте не стоим
Открывая пресс-конференцию, Борис Дубровский ознакомил журналистов с результатами социально-экономического развития региона:
— Мы получили статистику по результатам социально-экономического развития Челябинской области за девять месяцев, есть интересные цифры. Так, индекс промпроизводства — это ключевая для нас цифра — составил 102,4%. То есть плюсом 2,4%. Следует отметить, что тут мы выглядим в целом чуть лучше, чем по России. Из чего складывается этот показатель? Хорошую динамику показывает добыча полезных ископаемых — плюсом 17%, обрабатывающее производство — плюс 1,8%, производство продуктов питания — рост на 3% относительно девяти месяцев прошлого года.
Радуют металлурги — плюсом 6,5%. Абсолютные цифры также пока все плюсовые. Электроэнергия — плюсом 1,1%, трубы стальные — плюсом 24,6% — очень серьезная цифра. Следует отметить, что Челябинский трубопрокатный завод, который как плательщик налога на прибыль занимает первое место в области, загружен на два следующих года — это очень серьезный результат, эффективно работает предприятие.
Есть положительная динамика в производстве грузовых автомобилей — динамика 33,3%, мяса — плюс 17%. А вот по производству молочной продукции мы потеряли: показатель — 98,3%.
Инвестиции в основной капитал составили за первое полугодие 85 миллиардов 415 миллионов — динамика 16% относительно полугодия прошлого года.
За девять месяцев построено 950 с небольшим тысяч квадратных метров жилых домов — это также на 6,8% больше относительно показателя прошлого года. Продукция сельского хозяйства — плюс 6%.
Доходы консолидированного бюджета области — налоговые и неналоговые поступления — 108% (84 миллиарда 850 миллионов).
Среднемесячная заработная плата по области, по август включительно, составляет 27 174 рубля — плюс 1% относительно прошлого периода.
Вот такие цифры. Они позволяют нам с большим оптимизмом смотреть в будущее. Я предполагаю, подобная динамика сохранится до конца года, что позволит нам выполнить все социальные обязательства и в целом — весь бюджет развития, под которым мы понимаем строительство дорог, газопроводящих сетей, дошкольных детских учреждений, капитальные ремонты социальных объектов ну и, конечно, строительство жилья для переселения из ветхоаварийного фонда. К сожалению, в силу больших расходов на социальную сферу, которые ложатся дополнительной нагрузкой на бюджет, на перечисленное тратим меньше 20%.
«Не тратить деньги там, где их уже не надо тратить»
— Я об извечной российской теме. В этом году у нас единым лотом было выставлено невероятное количество территорий, требующих ремонта. Подрядчик не успевает, но и не привлекает субподрядчика, потому что понимает: в любом случае, как бы он ни выполнил работы, оплата ему будет произведена стопроцентно. В результате асфальт кладут на снег.
(газета «Кыштымский рабочий»)
— Я не уверен, что оплата будет произведена. Для этого существует приемка. Можно провести технические тесты, чтобы понять, соблюдены ли технологические требования устройства дорог. Если коллегам-строителям сделано предупреждение о нарушении технологии, то есть формальные основания приостановить платежи.
С ваших слов, подрядная организация не совсем оказалась подготовлена. Хотя не исключаю, что это вызвано объективными причинами.
Мы совершенно четко понимаем, что проводить торги надо как минимум в феврале, чтобы в апреле строители могли приступить к работам. Строительный сезон будет более длинный, и тогда, думаю, небольшие предприятия смогут перераспределять силы и успевать выполнять взятые на себя обязательства. Очевидно, что так будет в следующем году.
Почему нам не удалось так работать нынче? Наверное, потому, что было принято не очень хорошее хозяйство, не очень хорошая организация. Не хочу вдаваться в подробности, понятно одно — ситуация должна меняться, должна появляться на этом рынке конкуренция, в перспективе — новые технологии, другие подходы к работе.
У меня есть совершенно четкое поручение всем, кто занимается этим направлением — в областном Минстрое и на местах: если у нас возникает риск, что работы будут выполнены некачественно, мы должны такие работы прекращать, а средства возвращать в бюджет.
Основная задача — не тратить деньги там, где их уже не надо тратить. Никаких «лишь бы освоить» быть не должно, нельзя допускать форс-мажоров, которые позволяют нашим строителям говорить: «Зато мы хоть что-то сделали!».
2015 год мы должны отработать по-другому. Причем не только обеспечивая длинный сезон и конкурентные условия. Я настаиваю на необходимости внедрения новых технологий. Мы, к сожалению, очень примитивно себя ведем в этом плане.
Приоритет — население
— В июле стало известно, что муниципалитет Златоуста должен 78 миллионов рублей газовикам. Муниципалитет же заявляет, что никаких денег он не должен. Что, по-вашему, нужно предпринять, чтобы в дальнейшем не допустить таких ситуаций, когда никто из предприятий не признает за собой ответственность за долги, а люди, которые исправно платят деньги, остаются в холодных квартирах?
(Златоуст74)
— И недели не прошло, как я знакомился с этой темой в Златоусте. Мне показали динамику платежей и задолженности населения. Сумма долга значительная. Цифры называть не буду, скажу только, что это проблема, которой надо заниматься. Причем разбираться в этом должен тот, кто собирает платежи. Более того, он должен иметь инструментарий принятия решений по неплательщикам, если они недобросовестные.
Что касается входа в зиму, решения приняты. Есть график погашения задолженности.
Что надо сделать, чтобы не было подобных ситуаций в других местах? Надо слышать друг друга, вовремя реагировать на ситуацию и правильно расставлять приоритеты. В данном случае приоритет — население.
«Это — член нашей команды»
— В ближайшее время нас ждет реформа всей системы управления области. Вы возглавите правительство, практически во всех городских округах будет введена двуглавая система управления с назначением сити-менеджера (в Миассе подобная схема уже не один год существует). Возникает вопрос: на ваш взгляд, кто должен подписывать контракт с главой администрации: губернатор или председатель городского Собрания депутатов? Второй вариант, как мне кажется, похож на то, что, если бы вы брали на работу руководителя структурного подразделения того же ММК, а контракт с ним подписывал бы председатель профкома. Просто опыт Миасса показывает, что если подписывает Собрание, то в какой-то мере сити-менеджер становится заложником депутатов, так как очень часто — мы через это проходили — формируются различные депутатские группы.
(газета «Миасский рабочий»)
— Что касается реформы. Да, я собираюсь взять на себя полномочия совета правительства. Но я не считаю, что это какая-то великая революция. Это общая практика. До некоторого времени так было и в Челябинской области. Тут многое зависит в первую очередь от личности руководителя: готов ли он заниматься операционной деятельностью, свойственно это ему или нет. Я всегда ответственность брал на себя. Считаю, что в моем случае так будет правильно. Не потому, что я не доверяю сегодняшнему правительству, а потому, что я все равно этим занимаюсь, в это погружен. Сейчас готовим изменения в закон. С 1 января, с отложенной датой, такую структуру начнем реализовывать.
Что касается двуглавой системы — я тоже об этом много думал. В какой-то степени, возможно, даже правильнее было бы не единообразие, а индивидуальный подход к каждой территории, но тогда мы можем совсем запутаться.
Комиссии по выбору глав на 50 процентов зависят от мнения команды губернатора, и будет правильно и ответственно с нашей стороны предложить кандидатуру сити-менеджера и нести ответственность за то, что мы ее предложили. Определить, таким образом, что это член нашей команды. Вот эта некая модель для меня понятна на уровне муниципальных образований. Именно тогда я несу ответственность за этого человека.
На уровне районов — это все-таки другие территории, большие территории. И там, наверное, надо будет оставить так, как есть сейчас. Нельзя не учитывать отличия.
Кто будет подписывать контракт? Я подумаю об этом. Вообще-то генеральный директор предприятия должен все трудовые книжки подписывать, если на то пошло, но мы же делегируем эти права. Что-то подобное можно и здесь применить. Где эта грань между тем, что я несу ответственность за этого человека, в целом за его работу, и тем, что я уважаю выбор населения, с которым этот человек будет работать? Это то, что является сегодня основной темой, которая нами анализируется. Мы знаем сегодняшние избирательные технологии, поэтому принцип «Пусть изберут достойного, я буду с ним работать» не всегда действенен.
Если депутатский корпус здоровый, если люди пришли туда работать, то ничего страшного я не вижу, если контракт будет подписывать Собрание. Хочется-то именно этого, чтобы депутаты принимали решения для развития своей территории. Плохого ничего нет, если нет противоречий. Но они, к сожалению, есть всегда. Будем их снимать.
Необходим авторитет
— С пятницы трасса М5 закрыта для автобусного сообщения. Есть ли у областной власти полномочия донести до федерального министерства, что этот участок, как только происходит какое-то ухудшение погоды, становится непроходимым?
(газета «Саткинский рабочий»)
— Полномочий нет. Обязанность есть донести. Я обещаю вам, что буду доносить. Я бы сказал, доношу. Необходимо авторитет нарастить в этой сфере деятельности, иметь аргументацию для подобного рода заявлений, чтобы их поддерживали. Доказать, утвердить, зайти в программы… Программы есть, но это очень серьезные деньги. В этом году многое сделано по М5. Решением проблемы, о которой вы говорите, может стать строительство объездной дороги, но сложность в том, что эта территория ограничена землями гослесфонда. Существует проект, он прорабатывается. Мы будем над этим работать. Такой же проект есть по трассе М 36.
«Приношу извинения пенсионерам»
— Пенсионеры поделились разочарованиями по поводу того, что ко Дню пожилого человека они не получили традиционные 500 рублей. С чем это связано и о чем свидетельствует?
(газета «Озерский вестник»)
— Это свидетельствует только о том, что в бюджете 2014 года не были предусмотрены расходы на эту статью. Бюджет принимался до меня. Я его исполняю. Сейчас мы формируем бюджет 2015 года, выносим это на обсуждение. Если утвердим эти статьи в бюджете, будем платить.
А теперь по сути. Необходимо сказать, что наш бюджет дефицитен на уровне 10 процентов от поступлений. То есть мы не имеем права больше заимствовать. А подобные выплаты, если я не ошибаюсь, — это 600 миллионов расходов.
Будем думать, каким социальным проектам отдавать предпочтения. Существуют социальные проекты, реализовывать которые нас обязывает законодательство. И есть некие дополнительные льготы. То, о чем вы говорите, — это дополнительные льготы, которые мы можем себе позволить только в том случае, если у нас есть источники. Надо сначала все посчитать, прежде чем что-то обещать. У нас не может быть какой-то адресности: либо всем, либо никому. Тем не менее приношу извинения пенсионерам.
Сейчас мы много работаем над вопросом привлечения инвестиций, где одна цель — поднять доходность бюджета, создать рабочие места. Мы конкурируем за инвестора с другими областями, причем жестко. Сейчас вкус к риску у инвесторов по понятным причинам минимальный, привлечь его в регион достаточно сложно. Я цифры называл — плюс 16 процентов в инвестиции в основной капитал по сравнению с прошлым годом. Если мы не сможем работать в этом направлении, мне, наверное, все чаще и чаще придется извиняться, что я не могу выполнить то, выполнить это. А реализовывать социальные гарантии, особенно те, которые лежат за гранью законных, являются дополнительными, можно только из заемных средств. Мне кажется, это популизм. Я сосредоточен на том, чтобы регион развивался, чтобы были поступления, чтобы у нас была поступательная динамика. Тогда мы сможем реализовывать те социальные проекты, которые для нас важны. Не просто потому, что так делали всегда, а потому, что это сегодня приоритетно для нас.
Я предполагаю, что нам придется жить по средствам. И это правильно.
«Это я с виду — бармалей»
— Боюсь задавать вопрос. Но все же. У нас главная проблема в нашем сельском районе — школа в Исаульском поселении, которая начала рушиться. Возможно ли там построить школу?
(газета «Сосновская нива»)
— Думаю, что возможно. Раз существует проект, значит, есть инвестиции, разрешение на строительство. Проект же тоже стоит денег. Если все это сделано, очевидно, строить будем. Вопрос адресный, я изучу его и скажу, когда будет школа. А потом приеду и откроем ее. Детишки будут радоваться и я вместе с ними. Мне очень нравится открывать такие объекты. Это я с виду такой бармалей, а так-то детей я люблю. Боюсь я, говорит, задать вопрос. А то я последние деньги заберу, да? И проект изыму. Не бойтесь спрашивать.
«Иди к губернатору, он же добрый у нас…»
— Зачастую люди апеллируют напрямую к вам, не веря в эффективность работы с местными властями. Говорят: «Борис Александрович приедет, рассудит, кулаком по столу стукнет, мэр наш тогда забегает». Как, по-вашему, необходимо ли прививать основы политической грамотности и культуры широким слоям населения для того, чтобы самоуправление было действительно самоуправлением, а проблемы решались на том уровне, на котором они родились? Есть ли инструменты, которые могут это как-то изменить?
(«Озерск74»)
— Инструмент очень простой — все полномочия территорий должны быть обеспечены ресурсами. Не всегда главы неэффективны просто потому, что они неэффективны. Зачастую у них нет ресурсов, чтобы решить те или иные вопросы. Не исключаю, что именно они провоцируют обращения граждан: «Иди к губернатору, он же добрый у нас, он выделит нам на что-нибудь. Как деньги выделят, я, глава, все решу».
Надо формировать культуру отношений с властью. Но необходимо власти дать не только полномочия, но и ресурсы для выполнения этих полномочий. И, конечно, во власти должны быть люди, которые хотят сделать для развития своей территории максимально возможное в рамках тех ресурсов, которые у него есть. То есть работать надо добросовестно, понимать, что это служение, служить честно. Формирование политической культуры — вопрос не только к власти, но и к каждому присутствующему, в том числе и к СМИ.
К Миассу — повышенное внимание
— Вы сказали, что по производству грузовых автомобилей — хорошая динамика за первые девять месяцев. Есть ли в этих цифрах доля миасского завода «Урал» и какова ваша оценка его жизнедеятельности?
Второй вопрос: вы в этом году принимали участие в открытии модульного детского сада в Миассе, сейчас ходят слухи о строительстве еще двух. Можете сказать что-то про это?
Третий вопрос про скалодром: он все-таки будет построен?
(телекомпания «Экран ТВ»)
— Производство грузовой техники — это, конечно, Миасс. Два раза я посещал это предприятие, где сейчас энергичный исполнительный директор. Мне очень импонирует его подход, а главное — видим его работу — развитие завода: есть заказы Министерства обороны, стоит много других задач.
Действительно, хороший и красивый модульный садик в Миассе отрыли. Технология очень интересная. Правда, она имеет такие возможности, которые мы вряд ли когда-то будем использовать — разобрать и на другое место перенести. Преимущество ее в том, что максимальная подготовка объекта идет в режиме цехового производства, т. е. в тепле.
В Миассе остается очередь в детские сады. Слухи о строительстве садиков не лишены основания. А вот сроки — другой вопрос. Строить будем! Не только в Миассе, но и по области. Задача наша — в ближайшее время ликвидировать все очереди в детсады для детей от трех до семи лет, а в перспективе построить сады для ребятишек от года до трех. При строительстве будем применять новейшие технологии, потому что они позволяют снизить стоимость строительства.
Скалодром. Он будет. Есть софинансирование со стороны федерального и областного бюджетов.
Миасс — один из самых крупных городов, поэтому к нему будет всегда повышенное внимание. Хороший город. Есть точки роста, есть поступления в бюджет. Необходимы активная позиция руководителя, администрации, депутатского корпуса, умение сосредоточиться на задаче, ставить приоритеты…. Поменьше пиариться, побольше работать. Но это не только Миасса касается, это в целом я уже обращаюсь, больше к депутатскому корпусу.
«Газ — наше достояние, будем его жечь»
— В этом году районы получили значительные средства на газификацию, и это позволило закрыть много проблемных моментов. Будет ли газификация приоритетным направлением и дальше?
(газета «Саткинский рабочий»)
— Мы очень неплохо выглядим в плане газификации на фоне ситуации в целом по стране: у нас — за 70%, в стране — за 65%. Есть программа, как мы будем это направление развивать. В этом году мы делали это за счет бюджетных денег: более 700 миллионов направили на газификацию. И видим у людей неподдельную радость, когда газ приходит в дом, когда появляется горячая вода и отопление. Я считаю, что это очень важное направление. На текущий момент 250 млн в бюджете предусматриваем. Газификация еще идет по программе развития села, где софинансирование есть со стороны федерального правительства. Надеюсь, что еще там мы сотню вытащим и уровень финансирования этого года и в следующем сохраним. Мы все для этого делаем, наши прогнозы имеют под собой практические основания.
Что касается направления этих ресурсов, то здесь должна быть проведена подготовительная работа со стороны территорий. Надо, чтобы были проекты, разрешения на строительство, своевременное, честное проведение конкурсов… Чтобы газ, который придет на улицы, был разобран домовладениями. Газ — наше достояние, будем его жечь! (улыбается).
АНЕКДОТ ОТ ГУБЕРНАТОРА
— Это очень похоже на вот эту историю про развитие сельского хозяйства…
Я в том году посадил гектар конопли, и ее всю сожрала тля. Я в этом году посадил три гектара конопли, и ее опять всю пожрала тля. Ну, на будущий год я посажу десять гектаров конопли — нехай тля подавится!
Так Борис Дубровский прокомментировал необходимость рационального использования средств.