О том, в каких условиях сейчас работает городская станция скорой медицинской помощи, каким преобразованиям она подверглась, мы поговорили с главным врачом учреждения Алексеем СЕЛИВАНОВЫМ.
Алексей Владимирович, с этого года скорая медицинская помощь в нашей стране разделена на экстренную и неотложную. В чем смысл этого преобразования?
— Действительно, сейчас скорая помощь оказывается в экстренной и неотложной форме. В первом случае речь идет об угрожающих жизни состояниях, таких как нарушение дыхания, кровотечение, внезапный болевой синдром, угроза прерывания беременности и так далее. При заболеваниях, требующих медицинского вмешательства, но не представляющих видимой угрозы жизни (например, при хронических заболеваниях), оказывается неотложная помощь. В этом случае диспетчер адресует вызов непосредственно в поликлинику. Решение о том, какая именно помощь нужна, в каждом конкретном случае принимают диспетчеры. Они анализируют вызовы. Как правило, это опытные сотрудники, много лет проработавшие на линии.
Вызов, который не передается бригаде «Скорой помощи», переадресовывается в поликлинику, и к больному направляется участковый врач. Если в данный момент нет экстренных вызовов, то на неотложный вызов направляется первая освободившаяся бригада «Скорой». Разделение это сделано для того, чтобы «Скорая помощь» не отвлекалась на «непрофильную» работу, которую должна выполнять поликлиника. И те, кто нуждается в экстренной помощи, могли бы получить ее своевременно.
Но тут важно отметить: неотложная помощь в поликлиниках работает до шести вечера, после этого все вызовы, поступающие в отделение «Скорой помощи», обслуживаются нашими бригадами. Несмотря на кажущуюся сложность, нашу работу облегчает то, что многих пациентов мы знаем, знаем, каким заболеванием страдает тот или иной из них. Поэтому, когда поступает вызов, диспетчер уже предполагает, кому его адресовать — в поликлинику или бригаде фельдшеров. И в этом смысле нашей службе гораздо легче, чем городской.
Чем «Скорая помощь» не занимается в принципе? Она не выдает больничные листы, справки, не приезжает на вызовы, связанные с зубной болью, лечением алкоголизма и наркотической зависимости, не занимается извлечением клещей. Также наши сотрудники не ставят уколы, назначенные лечащим врачом в поликлинике.
— Насколько станция скорой помощи сегодня оснащена различным оборудованием, в первую очередь медицинским?
— Во всех машинах скорой медицинской помощи имеются системы «ГЛОНАСС» для осуществления контроля за передвижением бригад. Отделение оснащено тревожной кнопкой для сигнала тревоги в органы полиции в случае нападения. В перспективе сотрудников облачат в защитную светоотражающую одежду. Также предполагается использовать видеорегистраторы, которые зафиксируют автомобили, не пропускающие машины «Скорой помощи». Эту информацию будем передавать в ГИБДД.
Базовый набор «Скорых» нашего отделения соответствует классу В (интенсивной терапии), куда в обязательном порядке входят дефибрилляторы, аппараты искусственной вентиляции легких, портативные пульсоксиметры, электрокардиографы, мониторы транспортные, редукторы-ингаляторы и другое оборудование.
— Изменился ли перечень лекарств, находящихся в распоряжении фельдшера «Скорой помощи», или он остался прежним?
— Перечень жизненно необходимых лекарств был пересмотрен в сторону расширения. Из него исключены устаревшие, снятые с производства препараты, в то же время введены новые. Все лекарственные средства указаны по их международному непатентованному названию.
Новые лекарства, на мой взгляд, более эффективные, клинически испытанные, которые широко используются западными клиниками. Заменены частично сердечные препараты, добавились дорогостоящие препараты, а также эффективные противовоспалительные средства, но обезболивающие остались прежние.
— На вызов зачастую приезжает не врач, а фельдшер. Может ли он дать объективную оценку состояния больного, не имея ни диагностического оборудования, ни возможности сделать анализы?
— Действительно, костяк «Скорой» (более 60%) составляют фельдшерские бригады. Но это соответствует мировой практике, согласно которой «Скорую помощь» оказывают парамедики.
У нас врачи в обязательном порядке входят в состав специализированных бригад. Что касается диагностики, то надо понимать, что «Скорая помощь» — это не поликлиника на колесах. Однако стандартная комплектация реанимобиля позволяет диагностировать основные жизнеугрожающие состояния и корректировать их во время медицинской эвакуации пациента.
— С 2013 года финансирование работы «Скорой» происходит по системе ОМС. Как это повлияло на вашу работу? Сохранилось ли бюджетное финансирование?
— С 2013 года «Скорая помощь» финансируется из двух источников: ОМС и местного бюджета. На этом переходном этапе вполне разумно, что пока в отношении нашего медучреждения действует система подушевого финансирования, то есть нашу работу оплачивают исходя из численности населения Миасского городского округа. Это положительно влияет на качество оказываемых нами услуг, стало заметно меньше жалоб пациентов.
С переходом на ОМС бюджетное финансирование также частично сохранилось. Это касается оплаты вызова для лиц без документов, которых «Скорая помощь» также обязана обслужить, пострадавших в ДТП, чрезвычайных ситуациях.
Мы осуществляем свой контроль внутри учреждения, а также нашу деятельность оценивают сейчас и врачи-эксперты страховых компаний. Проверяющие ОМС открывают любую карту и смотрят диагноз, оценивают, как проведен осмотр, какие препараты использованы. Если пациент отказывается от осмотра, он должен письменно это подтвердить.
Конечно, в связи с участившимся контролем у фельдшеров прибавилось бумажной работы. Однако тут важно подчеркнуть, что документы заполняются не столько для контролирующих органов, сколько для защиты самих фельдшеров. Кстати, и кодировка диагноза сейчас обязательна, чего ранее в «Скорой помощи» не требовалось. Проверки ОМС проводятся ежемесячно. Также теперь любой человек может обратиться в страховую компанию, если у него есть какие-нибудь вопросы, претензии, пожелания или благодарности в адрес обслужившей его бригады «Скорой помощи».
КСТАТИ
Вызвать «Скорую» можно по номеру 03 или по единому городскому номеру 112.
В момент оказания скорой медпомощи больному необходимо помимо паспорта предъявлять и страховой медполис. Помощь оказывается и по полисам старого образца. Идеально, если при вас всегда будут копии вашего паспорта и страхового полиса.
ОПРОС
Неотложка спешит на помощь
Наверняка, многие из вас смотрели сериалы, посвященные «Скорой помощи». Как они профессионально работают, быстро приезжая к больному, оказывая ему всю необходимую помощь в считанные минуты. Как оказалось, в Миассе сотрудники «Скорой» ничем не хуже киношных. Судите сами.
«Приходилось ли вам обращаться за помощью в «Скорую»? Остались ли вы довольны качеством оказанной помощи?» — с такими вопросами мы обратились к горожанам.
Григорий МИХАЙЛОВ, 82 года:
— Хочу низко поклониться и выразить безмерную благодарность врачам «Скорой помощи» за их профессионализм высочайшего уровня. Я живу на станции Миасс-1. И, несмотря на то, что мой дом расположен не в центре, «Скорая» приезжает в считанные минуты. Отзывчивые, добрые сердцем и душой врачи терпеливы и внимательны, всегда дадут совет, подбодрят. Уже от такого хорошего отношения становится легче! Спасибо им за это!
Людмила РЯЗАНОВА, 54 года:
— Как-то моей маме стало плохо с сердцем. Я позвонила в «Скорую», диспетчер, не задавая лишних вопросов, записала адрес и сказала: «Бригада немедленно выезжает!». Через несколько минут, звеня сиренами, у нашего дома появилась карета «Скорой помощи». Сотрудники неотложки оказали необходимую помощь. Да и сам фельдшер был внимателен. Увидев на наших лицах панику, поспешил нас успокоить, настроил на оптимистичный лад. Ничего плохого не могу сказать. Молодцы!
Татьяна ИВАНОВА, 61 год:
— В своей жизни нам нередко приходилось сталкиваться с врачами «Скорой помощи», и впечатления от них были разные. Но каждый раз, когда они оказывали помощь, на их лицах не было равнодушия, они прилагали все усилия для того, чтобы помочь человеку. В последний раз «Скорую» вызывали несколько лет назад мужу — прихватило сердце. Нареканий к медикам нет — ехали недолго, свою работу выполнили без лишней суеты, спокойно и профессионально. Просто иногда родственники больных впадают в панику и сами же ухудшают ситуацию. Например, кажется, «Скорая» едет вечность, хотя она приезжает за 10-15 минут. Поэтому всем терпения: и бригадам «Скорой помощи», и больным. Многие спасенные больные даже не задумываются о том, что живы они только благодаря своевременно оказанной помощи.