Вопрос, связанный с оплатой общедомовых нужд, или ОДН, стал актуальным одновременно с появлением в ежемесячных квитанциях соответствующего пункта. В связи с частыми обращениями и жалобами граждан по поводу завышенных значений ОДН было решено разобраться во всех особенностях и деталях расчета этой величины, а также обсудить методы воздействия на недобросовестных собственников жилья.
На прошлой неделе в общественной приемной депутатского центра партии «Единая Россия» состоялся круглый стол по вопросам жилищно-коммунального хозяйства на тему «Начисление платы за общедомовые нужды». В обсуждении приняли участие секретарь партии «Единая Россия», глава МГО Игорь Войнов, куратор партийного проекта «Управдом», депутат Собрания депутатов МГО Андрей Берсенев, председатель комитета по ЖКХ, энергетике и транспорту Александр Качев, а также представители управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, компаний-поставщиков коммунальных услуг и другие лица, чья деятельность в той или иной мере касается данного вопроса.
В чем проблема?
По словам Александра Качева, проблема заключается в расчете платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. На значение ОДН, которое с недавних пор стало фигурировать в ежемесячных квитанциях, оказывают влияние различные факторы. Ни для кого не секрет, что в формуле для расчета ОДН, прописанной в приложении № 2 к постановлению правительства № 354 от 6.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», фигурируют показания прибора общедомового учета (если он установлен), сумма показаний квартирных счетчиков (для квартир, где счетчиков нет, используются социальные нормативы потребления) и площадь квартиры. Не учитывается ни количество фактически проживающих в квартире, ни, к примеру, подвальные площади, которые используются магазинами.
Таким образом, если в квартире, где не установлены счетчики потребления ресурсов, проживает большее количество человек, чем прописано, то и потребляют они больше, чем рассчитывается на эту квартиру по социальным нормативам. Следовательно, разница между показаниями прибора общедомового учета и суммой показаний счетчиков и нормативов будет больше, чем должна быть. А именно эта разница и определяет в конечном итоге величину ОДН.
Кроме того, на цокольных этажах большинства домов располагаются магазины и прочие организации. В связи с этим жителей волнует вопрос, оплачивают ли владельцы организаций потребляемые коммунальные ресурсы, ведь в случае если не оплачивают, за счет потребления ресурсов с дополнительных площадей величина ОДН также получается завышенной и оплата ложится на плечи жителей дома.
Известны случаи, когда собственники квартир сообщают в организации заведомо заниженные показания счетчиков, ведь счетчики ГВС и ХВС никто не проверяет в отличие от счетчиков электроснабжения, что также вынуждает остальных жителей дома платить дополнительные деньги.
Кроме того, согласно постановлению правительства № 344 от 16.04.2013 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг» с 1 июня 2013 года размер начислений на некоторые коммунальные услуги ОДН не может быть выше соответствующих социальных нормативов потребления. Если же начисления будут больше, то разницу будет обязан оплатить исполнитель коммунальных услуг. Однако если исполнителем является не управляющая компания, а ресурсоснабжающая организация, то оплачивать разницу обязаны собственники жилья.
В итоге излишний размер ОДН ложится на плечи добросовестных потребителей коммунальных услуг. В связи с этим главным предметом обсуждения на круглом столе стали возможные законные способы проверок количества фактически проживающих граждан в квартирах, проверок показаний счетчиков, а также необходимость внесения дополнений к федеральным документам.
В итоге
По словам исполнительного директора ОАО «Миассводоканал» Азата Терегулова, после проверки порядка 40 многоэтажных домов выяснилось, что около 10% граждан проживают не по месту регистрации и, следовательно, потребляют ресурсы, за которые платят остальные жители дома. Методы воздействия на собственника и проживающих у него граждан в настоящее время отсутствуют: Федеральная миграционная служба бессильна, поскольку нарушений по этой части нет, у участковых также нет полномочий для проведения подобных проверок. В итоге Азат Терегулов и директор МУП «Расчетный центр» Виталий Леонов выразили готовность подавать в суд на недобросовестных собственников, чьи постояльцы потребляют коммунальные услуги, платить за которые приходится другим жильцам.
В связи со сложностью рассматриваемого вопроса и противоречиями в различных законах участники круглого стола не пришли к единому мнению, и проект документа принят не был. Игорь Войнов дал ряд поручений Александру Качеву, касающихся более детальной проработки данного вопроса и составления соответствующих обращений в Законодательное собрание области с копией в Единый тарифный орган. Кроме того, было решено провести повторное собрание, на котором будут разрабатываться дальнейшие меры и способы решения проблемы.
КСТАТИ
Согласно Федеральному закону РФ № 261 «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» жители многоквартирных домов, в чьих квартирах не установлены индивидуальные приборы учета, обязаны установить их до 1 января 2015 года. В противном случае социальные нормативы увеличатся за счет применения повышающих коэффициентов вплоть до 60%.






