В те времена, когда «Роспечать» была еще «Союзпечатью», многое было совсем по-другому: вечером и утром возле киосков выстраивались очереди из желающих купить свежую газету; ассортимент печатной продукции был гораздо скромнее, да и сами киоски выглядели совершенно иначе.
С тех пор «Роспечать» акционировалась, стала частным предприятием, затем вошла в структуру федеральной розничной сети «Ариа-АиФ». Все эти годы предприятие достаточно успешно держится на плаву в бурном рыночном море. Каким образом «Роспечати» это удается? Как нужно строить политику компании в условиях конкуренции печатных СМИ и интернет-изданий? В чем заключаются социальные функции предприятия? На эти и другие вопросы отвечает генеральный директор ОАО «Роспечать» Константин Евгеньевич Федоринин (на снимке).
Как выдержать конкуренцию с Интернетом
— Константин Евгеньевич, давайте начнем, наверное, с самой болевой точки: по вашему мнению, падает ли читательский интерес к газетам и журналам? Каким образом печатная продукция может конкурировать с интернет-изданиями?
— Конечно, мы постоянно занимаемся мониторингом ситуации на рынке печатной продукции. Регулярно анализируем и структуру продаж, и читательский спрос. Сокращение спроса мы отметили еще в 2012 году, в дальнейшем эти тенденции усилились. В основном падение произошло в сегменте новостных изданий: не секрет, что около 40 процентов из всего объема новостей люди сейчас получают из Интернета.
Естественно, это привело к тому, что сократилась периодичность выходов ежедневных газет: с этого года «Челябинский рабочий» стал еженедельником, «Вечерний Челябинск» пока держится.
Все это происходит не от хорошей жизни. Ежедневная газета — очень затратное издание, оно не может существовать без дотаций. При этом сохраняется высокий уровень профессионализма именно в коллективах, привыкших работать в ежедневном режиме, это лидерские команды — и в плане журналистики, и в плане организации контента. Они делают профессиональный печатный продукт — и спрос на него сохраняется.
Сегодня наши основные направления — это базовая пресса (то есть основные периодические издания) и коллекционные издания. Базовая пресса включает в себя множество сегментов: кроссворды, домоводство, кулинария, вышивка, гламурные журналы, мода… Можно до бесконечности перечислять. Какие тенденции мы видим? Наблюдается рост интереса читателей к изданиям, относящимся к хобби, к конкретной сфере интересов: семейный досуг, садоводство, вышивка, рукоделие и так далее.
Коллекционный бум — двигатель прогресса
— У меня как у покупателя складывается впечатление, что коллекционные издания пользуются большой популярностью…
— Данное направление активно развивается последние семь-восемь лет, это коллекционные журналы, книги-коллекции. И сейчас мы наблюдаем тенденцию, что спрос растет, увеличивается количество наименований. Если два года назад мы продавали 60 коллекций в год, то сейчас уже 77. Эти коллекции тоже связаны с досугом, с хобби, увлечениями читателей. Не поверите, но у нас даже иногда возникает дефицит, связанный с моделями военной техники, которые надо собирать в течение времени выпуска коллекции.
Этот баланс трудно просчитать — трудность заложена в самой модели издания. Но мы придумали новую технологию, благодаря которой хотим упорядочить этот рост: мы запустили интернет-площадку. Теперь есть интернет-магазин rosp74.ru — с его помощью можно в любом киоске нашей области заказать издания с гарантированным получением.
С 1 апреля мы начинаем продвигать коллекционные издания в интернет-пространстве не только среди тех, кто и так постоянно ходит в киоски «Роспечати», но и среди широкой массы интернет-пользователей, которые раньше проезжали мимо киосков. Так мы заодно расширяем свою аудиторию, привлекаем молодежь.
Ценное наследие прошлого
— Кстати, о поиске новых форм работы с читателями. Плакаты с цитатами классиков о пользе чтения — это ваш проект?
— Главная традиция, которой мы придерживаемся, — сохранение интереса к чтению. Наверное, это основная наша миссия на сегодняшний день. Поэтому мы и придумали этот проект. В 2012 году поняли, что начинается падение интереса к печатной продукции, с лета 2013-го размещаем баннеры с цитатами известных людей о пользе чтения.
Мы стали вводить в продажу недорогие издания, по сути, сформировали новую аудиторию читателей — из тех, кто не может покупать дорогие издания. А книгу за 50 рублей они могут купить, и в месяц мы продаем около пяти тысяч экземпляров таких книг. Это серия приключений и фантастики, серия «Людям о людях», исторические романы. И мы видим, что в этом сегменте сохраняется высокий читательский интерес.
Подписка через «Роспечать» — выгодный вариант
— Как вы смотрите на ситуацию с подписной кампанией — 2014? Вы же тоже включены в процесс…
— В связи с тем, что Министерство связи РФ приняло решение о прекращении выделения дотаций на подписную кампанию 2014 года (несмотря на обращение большого числа изданий с просьбой сохранить субсидии), стало понятно: «Почта России» встанет на рыночные рельсы, подсчитает свои затраты, и, соответственно, цена подписки будет расти. Доставка изданий до почтового ящика — довольно затратное занятие.
Вот цифры, которые были озвучены руководством регионального отделения «Почты России»: подписные цены с доставкой до почтового ящика в Челябинской области в среднем будут увеличены на 45 процентов. Такой рост цен может привести к падению подписных тиражей на 20 процентов. При этом новое руководство «Почты России» заявило о необходимости увеличения зарплат почтальонам, которое давно откладывалось. Поэтому ситуация с подпиской через почту ожидается очень нестабильной.
В связи с этим мы решили обратить внимание читателей на то, что у них есть альтернативная возможность подписки. Потому что наши нынешние цены на подписку были сформированы еще четыре года назад и с тех пор серьезно не повышались. Мы их сохраним. У нас пока более ограниченный ассортимент периодических изданий, но в ближайшее время мы планируем его расширять. И с первого полугодия 2015 года он будет значительно увеличен.
То есть у подписчиков теперь есть альтернативный вариант подписки — через киоски «Роспечати» — по прежним ценам. У нас в области работают 700 киосков, они есть во всех райцентрах, во всех населенных пунктах, где проживает более трех тысяч человек.
— Константин Евгеньевич, а вы сами читаете бумажные издания? Или полностью переключились на информацию из Интернета?
— Из Интернета я, конечно, узнаю какие-то новости, но все равно каждое утро обязательно читаю печатные издания — это «Челябинский рабочий», «Вечерний Челябинск», «Коммерсант», «Ведомости». Мне нужно обязательно подержать газету в руках, полистать страницы, посмотреть, как выглядят заголовки, полосы… Во-первых, это часть профессии, во-вторых, мне это нравится.
Беседовала Инна Панкова.