Заседание комиссии Общественной палаты России по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, состоявшееся по инициативе ее председателя — известного адвоката и правозащитника Анатолия Кучерены, длилось два часа.
В нем приняли участие уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов, южноуральский бизнес-омбудсмен Александр Гончаров, председатель региональной Общественной палаты Вячеслав Скворцов, руководитель областного Союза журналистов Александр Юрин, адвокат Сергей Буйновский, правозащитник-журналист Владимир Филичкин и представитель Общественной палаты РФ от Челябинской области Валерий Шагиев. Председатель областного суда Федор Вяткин, представители следственного комитета и ФСБ, которым также направлялись приглашения, в Москву не прибыли. На сайте ОП РФ велась прямая трансляция заседания комиссии.
Вывод Анатолия Кучерены о прошедших недавно в Челябинске обысках с участием силовиков был однозначен: сама процедура по статье 128 УК РФ «Клевета» в отсутствие личного заявления потерпевшего является грубым нарушением уголовно-процессуальных норм.
— Это недопустимо. Это сугубо юридические вопросы. Дело по статье «Клевета» возбуждается только по личному заявлению гражданина в отношении конкретного лица, — пояснил А. Кучерена. — Я пытался в разговоре с Вяткиным выяснить, подавал ли он такое заявление. Он ответил, что не подавал. В его защиту выступил совет судей и обратился в следственный комитет.
По меньшей мере недоумение произошедшие события вызвали практически у всех членов комиссии.
— Сергей Васильевич Ряховский (член Общественной палаты РФ — ред.) правильно заметил: он часто критикует, и иногда «грязно» критикует и министров, и президента, и премьера, — подчеркнул А. Кучерена. — Но мы же с вами ни разу не слышали, чтобы кто-то из них обратился с заявлением или за них обратились с заявлением в правоохранительные органы, добиваясь возбуждения уголовного дела за клевету. Если мы усмотрим в этой ситуации целенаправленные действия некоторых представителей правоохранительных органов или судебной власти, которые направлены на дискредитацию статьи о клевете в Уголовном кодексе, мы об этом скажем. Донесем информацию в том числе до президента.
— Если же кто-то страдает излишним самолюбием, может быть, нужно подумать, стоит ли занимать государственные должности, — заметил правозащитник. Но разговор на заседании шел не только об обысках, а о сложившейся в регионе нездоровой обстановке, усиливающемся недоверии граждан к судебной власти. Приведя многочисленные примеры, челябинские общественники и юристы передали комиссии пакет документов, подтверждающих озвученную ими информацию.
Справедливости ради надо отметить, что не все члены комиссии заняли одинаковую позицию. Член комиссии Денис Дворников однозначно расценивает ситуацию в Челябинской области как «наезд» на всю судебную систему страны. В качестве примера высококвалифицированной работы областного суда и его председателя он привел… открытый урок в областном суде, в котором он принимал участие вместе с Ф. Вяткиным. Тем не менее практически все члены комиссии — и челябинские общественники, и юристы были едины в том мнении, что сложившаяся ситуация вредит в первую очередь репутации Челябинской области.
— Грустно осознавать, что в одной из лучших областей страны по экономическим и социальным показателям происходит такой конфликт, — отметил заместитель секретаря Общественной палаты Владислав Гриб. — Для современной России подобная ситуация большая редкость.
— Это не политика главы государства, это политика конкретных людей, — подчеркнул Анатолий Кучерена. — С этим надо разбираться.
Подводя итог работы комиссии, А. Кучерена предложил выслушать другую сторону, для чего либо провести выездное совещание, либо создать специальную комиссию, которая выедет на место. После этого и будет принято решение.
— Самый главный итог — нам удалось донести до федеральных властей свою позицию о давлении на гражданское общество, которое озвучивает проблемы граждан. Не останутся без внимания и факты по уголовному преследованию общественных деятелей области, — прокомментировал Алексей Севастьянов.