В Госдуме идет бурное обсуждение законопроекта, ужесточающего наказание за управление транспортным средством в нетрезвом виде. Станут ли меры, предлагаемые парламентариями, радикальными и не пострадают ли от них законопослушные автолюбители?
Тюрьма за пьянку
Не исключено, что уже в этом году водителей, которые садятся за руль подшофе, будут наказывать строже. Учитывать хотят тяжесть последствий. К примеру, если нетрезвый водитель ничего не нарушил и не совершил ДТП, но был пойман инспекторами, то его, скорее всего, лишат водительских прав на определенный срок и накажут штрафом (минимальный штраф хотят увеличить со 100 до 500 рублей, максимальный — с 5 до 50 тысяч).
Нетрезвого же водителя, причинившего смертельную травму пешеходу, парламентарии предлагают сажать за решетку на 10 лет (сейчас — до семи лет), а если погибших двое и более, уголовное наказание хотят увеличить до 20 лет (ныне девять).
Промилле на нуле
Бурное обсуждение у законотворцев вызвал сухой закон, который действует последние несколько лет. В Госдуму поступило предложение увеличить допустимое количество алкоголя в крови с нуля до 0,2 промилле, так как в ходе борьбы с нетрезвыми водителями под раздачу могут попасть невиновные люди (что в нашей российской действительности не редкость!), ведь даже некоторые продукты питания, не говоря о лекарствах, могут показывать положительный результат в тесте на трезвость. Нужно учитывать и то, что прибор может иметь погрешности.
«Единороссы» отклонили предложение своих коллег. А вот главный санитарный врач Геннадий Онищенко так прокомментировал спорную ситуацию: «Любишь кефир — выбирай: будешь за рулем ездить или кефир пить. Вот он кефир любит, ах какой он паинька, мы ограничили его права. А то, что он убивает наших детей, наших граждан — это что?»
Что хотел сказать Геннадий Григорьевич, понятно только ему одному.
В действительности же, чтобы алкотестер показал хотя бы несколько десятых промилле, нужно выпить как минимум ведро кисломолочного напитка, что равняется приблизительно 30 граммам водки. Стакан же выпитого кефира не сыграет никакой роли, так что в этом случае приборов можно не бояться.
Под одну гребенку
Хотя «единороссы» и сошлись во мнении, что ни капли алкоголя в крови водителя быть не должно, к замечаниям экспертов о еде и лекарствах, которые могут создать проблемы для законопослушных автолюбителей, прислушались. Во избежание ошибок они решили разработать более четкий механизм освидетельствования.
Сегодня же решение этого вопроса происходит, как говорится, ни шатко ни валко. Если водитель вызвал у инспектора подозрение (такое случается даже с теми, кто вообще не пьет, а учитывая сегодняшнюю ситуацию — повсеместную борьбу с пьянством за рулем, — количество трезвых «пьяных» может увеличиться в разы) и прибор показал сколько-то промилле, объяснения, что он пил кефир или пользовался аэрозолем для лечения горла, не помогут. Не будет проводить инспектор и повторный тест. Он составит протокол и, если водитель не согласится с обвинениями, направит его на освидетельствование в медицинское учреждение. Коли и тут тест окажется положительным, а автолюбитель будет продолжать утверждать, что не пил, ему проведут еще одно — последнее тестирование, после чего вынесут вердикт. Надо ли говорить, сколько времени уйдет на все эти процедуры?
Кому за рулем не место
Итак, какие лекарственные препараты запрещено употреблять водителям? В первую очередь к ним относятся сердечные капли, в состав которых входит фенобарбитал, вызывающий сонливость, а также препараты от гриппа, активным компонентом которых является фенирамин, снижающий реакцию.
Следует избегать препаратов, в инструкции по применению которых написано, что их запрещено или не рекомендуется употреблять водителям.
Опасная еда
Перечисленные продукты питания могут показывать следующее количество промилле:
Апельсин — 0,4.
Шоколадные конфеты — 0,4.
Белый хлебный мякиш — 0,16.
Настойка валерианы (и другие подобные настойки) — 0,42.
Как говорят врачи, у некоторых людей из-за особенностей организма (или из-за болезни) повышен естественный уровень эндогенного алкоголя, поэтому даже если они не употребляли ничего из вышеперечисленного, алкотестер может показывать наличие алкоголя в крови. У других же, напротив, даже недавно выпитое спиртное не определяет ни один прибор.
Наша справка
На территории Миасского городского округа ДТП с участием нетрезвых водителей больше не стало (зарегистрировано три случая в этом году и такое же число за аналогичный период прошлого года), но количество выявленных сотрудниками полиции автолюбителей, управляющих транспортным средством в нетрезвом состоянии, выросло в разы.
Так, на прошлой неделе инспекторы задержали мужчину, который был настолько пьян, что уснул за рулем своего ВАЗ-2110, находясь в пробке в районе военкомата (здесь проводились учения, и дорогу на некоторое время перекрыли). К счастью, водитель не совершил дорожно-транспортного происшествия. Тем не менее наказания избежать не удалось: ему придется внести штраф и заплатить за автомобиль, который был поставлен на штраф-стоянку.
Слово миасцам
Юлия Егорова, автолюбитель с 10-летним стажем:
— У меня принцип — я никогда не сажусь за руль выпившей, даже если сделала всего глоток шампанского. К сожалению, так поступают не все, многие геройствуют, считая, что могут управлять автомобилем в любом состоянии. Наказание для тех, кто ездит в нетрезвом виде, подвергая свою жизнь, а главное — жизни других опасности, должно быть максимально строгим. Что такое лишение прав на два года? Где гарантия, что нарушитель исправится и вновь не нарушит? То, что предлагают законодатели, не изменит ситуации. Нужны более жесткие меры — большие штрафы и четко прописанные регламенты действий для правоохранительных структур в зависимости от ситуации. На последние стоит обратить особое внимание, так как без вины виноватых и так хватает, а настоящие нарушители зачастую остаются безнаказанными.
Иван Афанасьев, водитель с 30-летним стажем:
— Ситуация далеко не новая, не раз уже «проходили»: то мы полностью отпускаем вожжи, то принимаем драконовские меры. В стремлении нажить политический капитал наши законодатели доходят до форменного абсурда, на полном серьезе предлагая клеймить нарушителей за рулем. Зачем в очередной раз изобретать велосипед? Ведь есть многолетний опыт ведущих автомобильных держав, который себя в целом оправдывает.
Лидия Травина, пешеход:
— Ужесточать наказание, безусловно, нужно, но сделать это надо грамотно, чтобы по заслугам получил тот, кто виновен. Сейчас депутаты говорят об увеличении штрафов аж до миллиона рублей. Но ведь его уплата, безусловно, отразится на семье нарушителя, на тех людях, которые, возможно, и так страдают от действий своего отца, брата, сына… Другое дело, если бы наказание получил непосредственно нарушитель, например в виде исправительных работ или пожизненного лишения прав на вождение автомобиля.
Ответственность за езду в нетрезвом виде:
США штраф до 10 тысяч долларов, лишение прав до двух лет, тюремное заключение до года.
Англия штраф до 5 тысяч фунтов стерлингов, лишение прав до трех лет, тюремное заключение до полугода.
Франция штраф до 4,5 тысячи евро, лишение прав до трех лет, тюремное заключение до трех лет.
Германия штраф от 500 до 3 тысяч евро, лишение прав от полугода до пяти лет, тюремное заключение до года.
Швеция штраф до 20 тысяч крон, лишение прав до трех лет, тюремное заключение до трех лет, установка алкозамка на автомобиль.
Россия лишение прав на 1,5-2 года.
Ответственность за ДТП с участием нетрезвых водителей:
США штраф до 20 тысяч долларов, тюремное заключение вплоть до пожизненного, смертная казнь (в штате Огайо).
Англия тюремное заключение до 14 лет, пожизненное лишение прав.
Франция штраф до 10 тысяч евро, тюремное заключение до шести лет.
Германия штраф 8 тысяч евро, тюремное заключение до восьми лет.
Швеция штраф до 150 тысяч крон, тюремное заключение до пяти лет.
Россия принудительные работы до пяти лет, тюремное заключение до девяти лет.