Когда-то роботы были лишь героями фантастических фильмов о далеком будущем, сегодня их собирают даже дети…
Это стало возможным благодаря внедрению робототехники в образовательный процесс. В России лего-конструирование в учебных программах применяют уже более 10 лет. В Челябинской области конструированием роботов занимаются свыше 5,5 тысячи школьников под руководством более чем 800 педагогов. Мы побывали в школе № 10, где высокие технологии осваиваются детьми уже четыре года.
Лего-наука
Наверное, многим с детства знакомы конструкторы «Лего» — яркие фигурки, из которых можно собрать все, что угодно. Однако лего-технология — это не только увлекательная игра, но и целая наука, развивающая в учениках конструкторские способности и делающая из них настоящих изобретателей. Небольшой пластиковый кейс с кучей деталей, основу которых составляет микрокомпьютер, моторы и датчики — так выглядит комплект образовательной робототехники. К нему прилагается специальная программа, согласно которой ребята собирают роботов-переводчиков, распознающих языки, роботов-помощников, роботов-спортсменов и даже создают целые творческие проекты, такие как «Умный дом», где роботы сортируют одежду или помогают на кухне. Предлагают детям и задания на создание алгоритмов, когда робот при прохождении поля должен на столбики надеть кубики соответствующих цветов.
Есть чем гордиться
За время работы кружка в школе № 10 к инновационной технологии приобщились 24 ученика. Что интересно, среди юных конструкторов есть и девочки. В настоящее время две группы разных возрастных категорий осваивают робототехнику в родной школе. Стоит отметить, что Челябинская область является лидером в российском лего-конструировании, поскольку образовательная робототехника здесь является не только кружковой работой, но и внедряется в процесс обучения. Поэтому побед наших изобретателей уже не перечесть. Это участие в городских, областных турнирах, на Всероссийском фестивале «Робофест» в Москве и даже в международных соревнованиях. Так, команда-призер школы № 10 всероссийского этапа оказалась в составе национальной сборной, финал которой состоялся в Объединенных Арабских Эмиратах. На финальных соревнованиях команда была в числе 16 лучших. А совсем скоро, в ноябре, команда старшей возрастной группы будет представлять национальную сборную в Малайзии.
Из учеников — в Эйнштейны
«Лего» в переводе с датского языка означает «умная игра». Поэтому лего-конструирование позволяет детям в процессе увлекательной игры познавать законы физики, математики, информатики, развивать пространственное мышление, логику и способность работать в команде. Такой подход в освоении сложных предметов позволяет вызвать интерес детей и разнообразить школьные уроки. По словам руководителя кружка Александра Мякушко, занимаясь конструированием, ребята изучают простые механизмы, и при этом учатся работать руками. Таким образом, ученик сам формирует свое знание, свой интеллект. Кроме того, любая умственная деятельность дисциплинирует и улучшает успеваемость. Робототехника — это всегда новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию нестандартного мышления.