В предстоящее воскресенье поздравления с профессиональным праздником будут принимать строители — люди самой мирной и созидательной профессии. Это главный праздник одной из известнейших строительных организаций Южного Урала, начавшей свою героическую трудовую эпопею в послевоенном 1945-м году. Речь — о ЗАО «Трест Уралавтострой».
Окиньте взором любой уголок Миасса — всюду свою созидательную руку приложили работники этого легендарного предприятия. Крупнейшие производства автозавода «Урал», производственная база КБ машиностроения и НПО электромеханики, заводы — машиностроительный и «Миассэлетроаппарат» — сколько уникальных объектов на счету славных миасских строителей! А еще объекты социально-культурного назначения, без которых уже невозможно представить жизнь города: Дворцы культуры автомобилестроителей и «Прометей», Дом культуры «Юность» и гостиница «Нептун», Дворец спорта «Заря» и железнодорожный вокзал, десятки школ и детских садов… Да и в области трудно найти город, где бы уралавтостроевцы не оставили свой добрый след.
Иван Иванович Седов, Владимир Савватеевич Тихонов, Михаил Абрамович Лозоватский, Юрий Михайлович Новиков, Татьяна Александровна Печерских… Каждый из этих руководителей треста внес неоценимый вклад в развитие строительной индустрии.
Этими людьми миасцы гордились всегда, любовь и уважение к ним сохранилось до сего дня.
В настоящее время возведением жилья и других объектов в городе занимаются несколько строительных организаций. Сам же некогда единственный и гигантский «Трест Уралавтострой», насчитывавший на закате советской власти около 10 тысяч работников, сегодня живет и работает в статусе частного предприятия.
В 2009 году ЗАО «Трест Уралавтострой» возглавил Валихан Тургумбаев. Наследство ему досталось — не позавидуешь. В разгаре был экономический кризис. В активе — один недостроенный жилой объект с полуторагодовой просрочкой, а также десятки миллионов неуплаченных налогов и кредиторской задолженности, в том числе зарплата работникам, полгода не видевшим «живых» денег. На финансовое оздоровление треста у нового топ-менеджера, уже имевшего опыт антикризисного управления, ушел год. В новый 2010 год трест вступил без единого рубля долга.
Сегодня строители треста трудятся на 12 объектах. Главная задача — это строительство жилья. Труженики компании завершают возведение дома в Златоусте, начатого и заброшенного еще 20 лет назад. Челябинск, Копейск, Чебаркуль — и там появились строители в спецодежде с логотипом «Уралавтостроя». В Миассе завершается возведение 10-этажного дома на улице Б. Хмельницкого, 28. В конце года дом будет сдан, все квартиры в нем практически распроданы. Пришли строители и на новую площадку на улице 8 Марта, где через пару лет будет возвышаться десятиэтажка.
Многие промышленные предприятия, ушедшие в последние десятилетия в свободное плавание, стали активно отказываться от своих социальных объектов. Непрофильные активы распродавались, и не каждому такому «отчужденцу» удавалось самостоятельно выжить.
«Трест Уралавтострой» оказался одним из немногих предприятий, чей бизнес остался социально ориентированным. Сегодня он содержит крупные социальные объекты, такие как оздоровительный лагерь им. Зои Космодемьянской на озере Тургояк. На территории лагеря были построены два новых корпуса, возведена котельная с новым импортным оборудованием. Около 10 миллионов рублей собственных средств израсходовал трест на эти работы. В год по одному новому или обновленному корпусу — такую задачу ставят перед собой руководители треста. И надеются, что через 10 лет старейший в городе детский оздоровительный лагерь станет центром не только детского, но и семейного отдыха.
Трест содержит спортивно-оздоровительный комплекс «Олимп», где занимаются различными видами спорта воспитанники ДЮСШ № 2. Не однажды уралавтостроевцы становились организаторами и спонсорами спортивных мероприятий для детей, организовывали спартакиады.
Пережив кризисы и потрясения рыночной экономики, старейшее строительное предприятие Миасса выстояло и сумело сохранить свои лучшие традиции. «Трест Уралавтострой» вновь наращивает обороты. Славная история легендарного предприятия продолжается.