В июле на станции скорой медицинской помощи было зарегистрировано 120 так называемых безрезультатных вызовов, из них ложных — 13 , в 65 случаях пациенты отказались от осмотра, еще в 42 — больных просто не оказалось на месте. Такие вызовы не только нарушают работу службы, но и приносят огромные финансовые затраты.
Фельдшеры «Скорой помощи» рассказывают о случаях, которые еще свежи в их памяти. Один из вызовов был по поводу травмы ноги у мужчины. Пострадавший попросил прохожего вызвать «Скорую», но более экстренных обращений в неотложку было в тот момент очень много, и бригада приехала по вызову с получасовой задержкой. Не предупредив медиков «Скорой» о том, что он покинул условленное место, мужчина добрался до травмпункта самостоятельно. А бригада потратила массу времени, чтобы приехать по адресу.
К сожалению, некоторые жители до сих пор не осознают своей ответственности, когда набирают 03. А ведь в тот момент, когда они попусту отнимают у медиков время, в экстренной помощи могут нуждаться по-настоящему тяжелые больные.
Сейчас в миасском городском суде находится дело об одном заведомо ложном вызове. Молодые люди позвонили в «Скорую помощь» и сообщили, что пожилой женщине плохо. На уточняющие вопросы диспетчера они ответили, что больная состоит на учете у кардиолога — у нее был инфаркт. На вызов выехала оснащенная кардиологическая реанимационная бригада, кстати говоря, единственная в городе. Когда врачи позвонили в домофон, в ответ раздались смешки. В квартиру их не пустили.
Руководство скорой медицинской помощи только осваивает практику привлечения инициаторов ложных звонков к ответственности, и очень надеется, что отобьет охоту развлекаться таким образом.
Иногда горожане делают звонок в «Скорую», увидев лежащего на улице человека. Диспетчеры неотложки в этом случае всегда просят узнать, действительно ли ему нужна медицинская помощь. Дело в том, что с наступлением теплых дней некоторые жители распивают спиртные напитки на улице, и здесь же ложатся отдыхать. В итоге, когда приезжает бригада, «пациенты» в лучшем случае отказываются от медицинской помощи, в худшем — еще и оскорбляют.
Нередко звонки в «Скорую» делают престарелые люди, страдающие от одиночества. Недавно поступил вызов от бабушки, проживающей в старом городе, по поводу ее плохого самочувствия. Расспросив женщину, диспетчеры «Скорой» выяснили, что она страдает хроническим заболеванием, неважное состояние длится у нее уже не первый день, то есть в экстренной помощи она не нуждается, и вполне можно просто вызвать на дом участкового врача.
Очень важно, чтобы звонящие спокойно, быстро и четко отвечали на вопросы, диспетчеров, поскольку от ответов зависит какая бригада будет отправлена на вызов (линейная, кардиологическая), срочность вызова и его очередность. Врачей «Скорой помощи» по возможности следует встречать у подъезда, провожать в квартиру, так как не везде имеются номера домов, не всегда срабатывает домофон, часто отсутствует освещение и т. д.
Обязательна помощь родственников при транспортировке больного, поскольку на выезде, как правило, работают две женщины и водитель. Фельдшеры вспоминают, как на днях им необходимо было госпитализировать мужчину весом больше 100 кг. Его не могли поднять с пола — пришлось вызывать спасателей.
Людям, страдающим хроническими болезнями, важно научиться справляться с обострениями, а не рассчитывать на постоянные выезды «Скорой». Очень часто звонят в неотложку гипертоники, которые испытывают ухудшение состояния из-за того, что нерегулярно принимают таблетки от давления, назначенные участковым врачом. В арсенале экстренной бригады тот же набор медикаментов, только в максимальной дозе.
В то же время часть населения впадает в другую крайность: боясь побеспокоить врачей, больные терпят до последнего. Если беспокоят сильные боли в сердце, одышка, острый астматический приступ, медлить врачи не советуют.
И еще, если вы попали на автоответчик, дождитесь ответа оператора, который зафиксирует ваш вызов.
СКОЛЬКО МОЖНО ЖДАТЬ
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России «О порядке оказания скорой медицинской помощи» время обслуживания зависит от того, к скорым или неотложным случаям относится вызов, от наличия свободных бригад и ситуации на дорогах.
- Если пациент находится в состоянии, угрожающем жизни, — машина должна приехать максимум через 20 минут.
- В случае обострения хронических заболеваний — 30 минут.
- Неотложные поликлинические вызовы — 1 час.
При одновременном поступлении нескольких вызовов приоритет отдается тем, где есть угроза для жизни, или помощь требуется ребенку. В часы работы поликлиник некоторые обращения переадресовываются им для обслуживания вызовов участковыми врачами.
ЧЕМ НЕ ЗАНИМАЕТСЯ «СКОРАЯ»
- Поликлиническими вызовами (если больной сам может дойти до нужного специалиста);
- Лечением обострений хронических заболеваний (остеохондроз, артриты, гипертоническая болезнь и др.), если нет прямой угрозы жизни и здоровью;
- Снятием похмельного синдрома;
- Процедурами в рамках планового лечения;
- Стоматологическими заболеваниями (исключение — сильное кровотечение после удаления зубов);
- Освидетельствованием трупов;
- Экспертизой наркотического или алкогольного опьянения;
- Выдачей справок и больничных листов;
- Назначением систематического лечения;
- Перевозкой пациентов из больниц домой.