Народные избранники озабочены проблемой алкоголизации горожан. Несмотря на жаркие споры, пока единое мнение среди депутатов не сформировалось.
Сегодня алкоголь можно без труда приобрести практически в любом магазине города. Более того, предприниматели дошли до того, что открывают торговые точки, реализующие горячительное, чуть ли не на территории школ и детских садов (понятно, что не без разрешения на это). Ситуация постоянно вызывает общественный резонанс. Поставить в этом вопросе точку хотят народные избранники.
Одновременно несколько депутатских комиссий обсуждают, на каком расстоянии от образовательных, медицинских и спортивных заведений должны находиться магазины, продающие спиртное.
Отнести торговые точки, торгующие спиртным, на 50-100 метров от объектов соцсферы — одна из мер в борьбе с алкоголизацией, предлагаемая депутатами.
Мнения разделились. Члены комиссии по социальным вопросам пришли к выводу, что нужно рекомендовать своим коллегам принять решение о запрете организации торговли алкоголем, если магазины находятся на расстоянии ближе 50 метров от ограждения или 100 метров от здания соцобъектов. А представители комиссии по законности предлагают, во-первых, подождать с мерами хотя бы до того момента, пока нормы не будут прописаны федеральными или областными законами, а во-вторых, вообще не расценивают их как правильные, так как считают, что нужно у жителей искоренять желание пить, в том числе и в общественных местах.
Рассмотрение депутатами вопроса об ограничении мест продажи алкоголя взбудоражило предпринимателей, которые обратились к народным избранникам с открытым письмом. Отстаивая свои интересы, представители бизнеса заявили, что изменения расстояния повлекут за собой серьезные экономические последствия: потерю рабочих мест в случае закрытия магазина из-за низкой рентабельности, снижение поступлений в бюджет, которые идут в виде налогов, а также отчислений от продажи лицензий.
Но, по мнению ряда депутатов, из-за 355 предприятий, реализующих алкоголь, где трудятся несколько тысяч работников, не должно страдать все население Миасского округа, а главное — дети. Депутат по округу № 7 Михаил Криницын, детально изучивший ситуацию, говорит, что лицензии, дающие право на реализацию алкогольной продукции, предприниматели получают одну на несколько торговых точек, объединяя их в различные сети и ассоциации. По сути, каждый магазин вносит за документ буквально копейки, то есть прибыль от их продажи в бюджет не такая уж и значительная.
Даже если нормы расстояний будут приняты, магазины, реализующие алкоголь, останутся на прежних местах до окончания срока лицензии
Даже если нормы будут приняты, те магазины, которые находятся на расстоянии ближе установленных метров, будут продолжать осуществлять свою деятельность до окончания срока лицензии — таков закон. У некоторых документ, разрешающий продажу спиртного, получен недавно, а это значит, что торговать спиртным они вполне правомерно смогут еще как минимум четыре года.
Это так мы заботимся о здоровье подрастающего поколения, о чем сейчас так модно говорить? Получается, мы сами же ради наживы губим своих детей. Часто приходится бывать в разных городах страны, такого обилия ларьков и павильонов (особенно остановочных), торгующих алкоголем, как в Миассе, нет нигде. Законодательно запретить их открытие невозможно, но убрать на значительное расстояние от общественных мест, детских садов и школ мы вправе. Мое мнение — расстояние имеет значение, так как не всякий захочет пройти лишние 50-100 метров за бутылкой пива или другого алкоголесодержащего напитка. А может, так постепенно человек отучится их пить? Так считаю не только я, но и избиратели, которые ко мне обращаются.
В настоящее время из Министерства сельского хозяйства Челябинской области пришло письмо, где отмечается, что разработан проект постановления губернатора Челябинской области, устанавливающий дополнительные ограничения мест розничной торговли алкогольной продукции — запрет продажи такой продукции на расстоянии в радиусе до 100 метров для Челябинска и Магнитогорска, до 50 метров — для иных городов, до 25 метров — для сельских территорий от границ (ограждений) земельных участков, на которых находятся детские, образовательные, медицинские организации, объекты спорта, розничные рынки.
Я за то, чтобы такие магазины находились как можно дальше не только от школ, детских садов и больниц, но и от детских и спортивных площадок, а также от общественных мест — именно эту инициативу я намерен продвигать.
Обратимся к статистике: сегодня более 50% малышей рождаются с патологией, 15% из них — психически нездоровые, 3% — больные детским церебральным параличом, а умирают от чрезмерного употребления спиртного ежегодно десятки тысяч человек. Почему мы должны думать только о предпринимателях, а не о детях?
Вопрос о запрете реализации алкоголя в торговых точках, находящихся на расстоянии менее 50-100 метров (в зависимости от точки отсчета), был рассмотрен на ближайшей сессии Собрания.
Вы видели хоть раз детскую площадку у ДДТ «Остров» утром? Она вся завалена бутылками. Да, вечером здесь собирается молодежь, а посмотрите, что происходит в дневное время: мамочки, гуляющие с малышами, сидят на лавочках с пивом в руках. А ведь поблизости нет ни одного магазина, торгующего алкогольными и спиртосодержащими напитками.
Хоть на какое расстояние переноси алкомаркеты и павильоны, торгующие спиртным, ситуацию не изменить. В решении этой проблемы нужны комплексные меры. В том числе и усиление работы полиции в рамках закона, запрещающего распитие алкоголя в общественных местах.