Участник спецоперации Данила Шашков — о том, есть ли жизнь после СВО, воспитании молодого поколения и планах на будущее.
В прошлой статье мы рассказывали о Даниле Шашкове, который с первых дней спецоперации был в гуще событий — в составе разведгрупп участвовал в наступлении на Киев. Вернувшись после окончания контракта домой, он стал принимать активное участие в жизни Миасса. Подробнее об этом читайте в нашем материале.
— Вернуться к мирной жизни после ожесточенных боев — непростая задача, многие военнослужащие так и не могут найти себя. У вас как происходила адаптация? С какими проблемами столкнулись, как их решали?
— Проблемы до сих пор есть. Например, дергаюсь, когда фейерверки пускают. Это, наверное, уже со мной навсегда. А вообще, когда я вернулся, еще никто даже не говорил о какой-то адаптации, социализации ветеранов СВО, слов таких не знали. Лично я сразу же начал заниматься обучением начальной военной подготовкой, уроки мужества проводил и так далее. Не было времени впадать в депрессию, хотелось делать что-то полезное, делиться с людьми, с молодежью особенно, какими-то истинами, которые я для себя открыл.
Сейчас много разных программ есть — просто тьма, множество фондов существует, некоммерческих организаций, которые предлагают помощь психологов и так далее. Было бы желание у людей. А у нас ведь как любят делать? Мне однажды сказали такую фразу: «Поехали в Бахмут, мы зайдем в укромное место, и я тебя там застрелю». Так вот в мирной жизни свой Бахмут есть: люди, вернувшиеся с СВО, садятся на диван, пьют спиртные напитки и жалуются, что им никто не помогает. Но сами тем временем палец о палец не ударили. И на этом мнении строится другое, а на этих двух еще несколько — и так по цепочке распространяется, как финансовая пирамида. Всегда и везде есть проблемы, безусловно, но все решаемо.
Да за примером далеко ходить не надо. У нас скоро выборы в Собрание депутатов МГО. Много ветеранов есть, я их лично знаю, которые говорят, что недовольны тем или другим, нужно все менять. И где они все? Почему не баллотируются? А потому что с дивана критиковать проще, политика им не нужна. Все знают фразу «Критикуешь — предлагай». Так вот когда у тебя мысль появляется что-то плохое сказать, то проработай сначала и предложи свое решение.
— Вы основали секцию карате Кекусинкай, по сей день ей руководите. Почему именно этот вид спорта?
— Я 20 лет занимаюсь карате, черный пояс. Участвовал во всероссийских соревнованиях. Но раньше не те возможности были. Сейчас мы с детьми участвуем на первенстве России, международных турнирах и вообще стараемся не пропускать соревнования.
— Сразу же по возвращении в Миасс вы открыли центр военной подготовки «РУСЪ». Как возникла эта идея?
— Изначально не было задумки открывать юрлицо, боязнь ответственности какая-то что ли… но мы ж разведчики! Сначала работали неофициально, очень много народу прошло через нас — сотни. Первое время занятия по начальной военной подготовке и тактической медицине были очень актуальны. За три года мы сделали колоссальный шаг вперед, причем практически без коммерции — это самое главное. Сейчас создаем разные проекты: выигрывали уже и губернаторский грант, и президентский. А все потому, что есть огромное желание и цель, которой пока что не достигли. Хотелось бы получить официальную лицензию на обучение и собрать команду, которая бы продвигала наш центр в медиа пространстве, в идеале — выйти за рамки Миасса, вещать на всю Челябинскую область. Придется переходить на коммерцию, чтобы команда работала и получала за это оплату.
— А для чего все это?
— Совершеннолетние должны знать военные дисциплины, в советское время почти каждый человек обладал навыками военной подготовки — и это правильно. Если смотреть более глобально: необходимо уделять внимание духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, воспитывать чувство патриотизма у детей и подростков.
— Почему вы считаете, что это важно?
— Скажу так: стоит зайти в «Слон», например, осмотреться по сторонам, и все станет ясно.
— Подростки, которые слоняются без дела и ничем не хотят заниматься?
— Да. У них, как правило, и родители такие же, все из семьи идет. Большинство сейчас хотят быть блогерами. К сожалению, так сложилось, что в нашей стране долгое время преобладали западные ценности: дети думают, что можно стать блогером и зарабатывать миллионы… Сейчас мы потихоньку начинаем возвращаться к своим корням, но это уже не так-то просто. Поэтому нужно всеми возможными способами помогать сеять разумное, доброе, вечное в умах молодого поколения. Они — наше будущее, в конце концов.
— Центр военной подготовки «РУСЪ» охватывает сразу несколько направлений?
— Всего можно выделить пять. Первое — это начальная военная подготовка мужчин и женщин, в том числе сотрудников Государственных структур. Второе — начальная военная подготовка в школах и колледжах, но больше в ознакомительных целях. Третье — уроки мужества для школьников и студентов. Четвертое — выставки: мы показываем современную экипировку, оружие, радиосвязь и прочее. Пятое — волонтерское движение, состоящее из спортсменов — детей и их родителей. Ну и моя секция карате тоже работает на базе центра.
— Расскажите подробнее о начальной военной подготовке, что в нее входит?
— Самое главное и необходимое для всех — это оказание первой доврачебной помощи на поле боя, во время КТО (контртеррористической операции) и чрезвычайных ситуаций. Отмечу, что речь идет об оказании именно первой доврачебной помощи.
Помимо этого учим, как правильно держать автомат, компенсировать выстрел, быстро перезаряжать, менять магазин, тактике в бою, тактике перемещения. Изучаем инженерную подготовку, фортификационные сооружения и многое другое. Еще начинали обучать топографии, но пока что приостановили это направление, не успеваем по времени.
В голове и на бумаге есть еще несколько проектов для нашего города, но необходимы финансы. Может быть в будущем кто-то заинтересуется, сможет оказать финансовую помощь или станет нашим партнером. Все это касается качественного патриотического воспитания.
— Волонтерское движение чем занимается?
— Наши волонтеры помогают в проведении городских праздников, да и вообще любых мероприятий. Дети вместе с родителями участвуют во всех этапах подготовки и проведения. Из последних, например, была Масленица.
— Какие дальнейшие планы у центра?
— Недавно вновь подали заявку на президентский грант, если выиграем в этот раз, закупим симуляторы дронов. Беспилотники и квадрокоптеры используют специалисты самых разных профессий: агрономы, пожарные, полицейские, военные… Это сейчас очень перспективное направление. То же самое было когда-то с IT, оно выстрелило внезапно и мгновенно, хотя никогда не было в приоритете. Поэтому детям от 14 лет и старше будет полезно изучить принципы работы БПЛА. В симуляторе есть разные программы обучения, заточенные под конкретные ситуации: пожары, поиск преступников, городская застройка и прочее. Если ребенок заинтересуется, потом может уже осознанно пойти учиться на оператора беспилотных летательных аппаратов, чтобы в будущем работать в этой сфере. Кроме того, будет проведена работа с сотрудниками полиции и МЧС.
Сейчас мы еще строим военно-спортивную полевую базу, где планируем в 2026 году открыть лагерь для детей и подростков от 7 до 18 лет, проводить занятия и сборы для взрослых. Упор будем делать на военные дисциплины, спорт, туризм, а также на раскрытие лидерских качеств. Есть еще несколько направлений, но о них расскажем уже непосредственно перед запуском базы.
Этот лагерь уже будет платным, потому что сейчас я строю его полностью на свои деньги, почти все в него вкладываю ежемесячно, в свободное время возвожу постройки.
— Как у вас на все это хватает сил, времени и желания?
— Меня жена, бывает, спрашивает: почему ты не точечно мыслишь? Я отвечаю, что мыслю и думаю например: не за одно действие, а за несколько». То есть, я мыслю глобально, но при этом не критикую, а хочу помогать. Всегда задаю себе вопрос: вот если меня не будет, что будет? Что-то будет, конечно, но не то и не так. Мне недавно сказали, что я чересчур активный. Что ж, давайте я в сторону отойду, вот вам красная дорожка — дерзайте! Люди не понимают, насколько это серьезная работа…
— Вы собираетесь баллотироваться в депутаты. Президент России Владимир Владимирович Путин считает, что те, кто защищал Родину, это элита нашего общества, поэтому их нужно двигать вперед. Какой на ваш взгляд должна быть элита общества?
— Элита общества — это, наверное, лидеры, способные повести за собой остальных. А во власть должны идти управленцы, стратеги. Порой эти понятия пересекаются, и ветеран СВО, например, может быть хорошим управленцем.
— А себя вы видите в этом качестве? Желаете сделать город лучше?
— Есть желание сделать город лучше. Но я не какой-то там рыцарь, который придет и решит все проблемы. Считаю, что самим людям нужно стремиться к тому, чтобы стать лучше, тогда и город начнет преображаться. Как говорится: «Хочешь изменить мир — начни с себя». А в качестве депутата я себя вижу, потому что умею и могу быть лидером. Депутат же, по сути, посредник между жителями города и администрацией, не более. Но нужно знать, к кому и как обратиться, уметь устанавливать контакт с людьми, идти на компромиссы, искать возможности. Думаю, я справлюсь.
— Вы самым первым из Миасса зарегистрировались в программе «Герои Южного Урала». Что хотите получить от этого проекта, для чего он вам нужен?
— Хочу получить управленческие навыки, депутату они необходимы. Да и в управлении организацией они пригодятся. Не знаю еще, пройду ли я отбор вообще. Но если нет, не обижусь, не расплачусь. Ну так, немножко погорюю и буду искать другие возможности. А вообще, эта программа — одно из самых правильных решений для Челябинской области и вообще России, она очень поможет в социализации ветеранов СВО. Но это только половина дела, большая часть успеха зависит от нас самих. У меня есть знакомые из других регионов, которые участвовали в подобных программах. Они отучились, а теперь говорят, что государство им ничего не дало. Но ведь сами ровным счетом ничего не делают. Ну созвонись ты с кем-нибудь, встреться, предложи свои знания и навыки. А они просто сидят и ждут, что все за них сделают.
— Что посоветуете военнослужащим, которые после СВО возвращаются домой? Как им адаптироваться?
— Да ничего советовать не буду. Кто я такой, чтобы советовать? Все люди взрослые, свое мнение навязывать не хочу. Могу лишь предложить прийти в нашу команду. Мы уже прошли определенный путь, знаем куда можно постучаться, кто поможет. Но и обратная связь должна быть — если человек приходит в команду, он должен работать вместе с нами.
— Какие дальнейшие планы на жизнь? Как видите свое будущее?
— Не так давно закралась одна мысль: сформировать отряд примерно из 20-30 подростков, это будет что-то вроде кадетского класса, и мы этих ребят будем вести по жизни до службы в армии. Есть Указ Президента Российской Федерации № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Можно составить учебную программу на основе этого закона, в нем прописаны 17 пунктов, и обучать по ней ребят. Заложить туда историю России обязательно, будут замполиты, как в армии, будет и начальная военная подготовка, упор, конечно, на разведку. Ребята точно так же смогут участвовать в общегородских мероприятиях волонтерами, будут показывать пример сверстникам. Не знаю, получится это исполнить или нет, посмотрим, иллюзий особо не питаю, потому что нужна команда, которая будет этим заниматься. Но хочется сделать что-то лучше, показать, как надо.
Из ближайших планов — выборы в депутаты МГО, а там, как знать, может быть когда-то и до губернатора дорасту. А вообще хочется активно поработать, уйти на пенсию и тихо спокойно жить на своей полевой военно-спортивной базе.