Теперь, поставив на стол традиционное блюдо, вы сможете сопроводить его подачу парой занимательных рассказов.
Сельдь под шубой можно назвать второй по популярности праздничной новогодней закуски — после оливье. Версий возникновения популярного праздничного салата — целых три.
Версия революционная
Самая экзотическая и знаменитая. По легенде, впервые сельдь под шубой была изготовлена незадолго до наступления 1919 года — блюдо придумал некий купец, по совместительству владелец сети московских трактиров Анастас Богомилов. И задумка его была исполнена революционным смыслом – согласно духу времени.
Новоизобретенное блюдо должно было не только демонстрировать умение приготовить красивую и вкусную закуску из недорогих продуктов, но и символически объединять разные общественные слои государства. За каждым компонентом салата был закреплен особый смысл. Главное, конечно, сельдь – она символизировала пролетариат. Овощи за исключением свеклы – соответственно, крестьянство. Свекле за красный цвет выпала честь олицетворять Красную армию, а соус провансаль обозначал буржуазию. Будучи, очевидно, человеком изобретательным, господин Богомилов дал блюду мощное название «Ш.У.Б.А.», что расшифровывалось как «Шовинизму и Упадку – Бойкот и Анафема».
История, похоже, к реальности отношения не имеет. Исследователи не нашли ни соответствующих упоминаний о «Ш.У.Б.Е.» в исторических источниках, ни имени Анастаса Богомилова в списках купеческих гильдий.
Версия-каламбур
Согласно этой истории, прародительницей сельди под шубой стала форель, и приготовлено это блюдо было в 1883 году. Поводом стал торжественный обед в честь коронации Александра III. О поваре известно, что служил он в московском ресторане «Россия» и в честь праздника решил поэкспериментировать.
Для своей особенной закуски он выложил на блюдо форель, а на рыбу слоями – овощи, в числе которых были свекла и репа. В качестве заправки выступал соус провансаль с анчоусами. Блюдо назвали «Коронационная гатчинская форель под шубой» – это и стало причиной неприятного недоразумения.
Дело в том, что форель тогда привозили из Дании, с родины супруги новоиспеченного императора Марии Федоровны. Поселиться император с императрицей собирались именно в Гатчине, а белый соус с анчоусами, как назло, на удивление походил на горностаевую отделку платья, в котором по случаю праздника предстала императрица. Нарочно не придумаешь – но выглядело это тонкой насмешкой над Марией Федоровной.
По легенде, император блюдо съел, но после обеда счел нужным поговорить с поваром. Тому удалось убедить главу государства в отсутствии злого умысла и избежать наказания. Однако форель из рецепта было велено убрать. Так и осталась эта закуска в меню московских заведений под названием «Шуба», без форели, с одними анчоусами, которые вскоре заменили на малосоленую сельдь.
Правда ли это, неизвестно. Но о коронации Александра III, в том числе и об обедах, данных в честь этого праздника (их было по меньшей мере три), осталось немало свидетельств. Как пишет Здоровоепитание.рф, в описаниях меню не значится «Коронационная гатчинская форель под шубой». но на главном обеде на закуску подавали копченую и соленую рыбу в ассортименте. Могла ли одна из рыбных закусок оказаться той самой форелью, прародительницей сельди под шубой, – кто знает?
Самая реальная версия
В основе этой версии — исторические факты. О том, что уже в первой половине XIX века салаты, похожие на современную «шубу», были распространены в скандинавской и немецкой кухне, известно достаточно достоверно. Назывались они в переводе на русский очень просто – «селедочный салат». Вот примерный рецепт шведской закуски из английской поваренной книги 1845 года: слоями на блюдо нужно было уложить норвежскую сельдь, резаную свеклу, картофель, морковь, яйца… Рецепты закусок, включающие сельдь в сочетании со свеклой, картофелем, морковью, встречаются в русских и североевропейских поваренных книгах уже с середины XIX века.
Провансаль же, сегодня чаще называемый майонезом, прочно присоединился к этой компании, как считается, только с середины века прошлого, и само блюдо «сельдь под шубой» как элемент советского меню окончательно оформилось лишь к 1960-м годам. Слишком прозаично? Но из этих трех версий ни одна не исключает другую. Возможно, легенды, описанные выше, на чем-то да основаны, и история появления «шубы» объединяет их все? Точно неизвестно, зато теперь, поставив на стол привычную селедку под шубой, вы сможете сопроводить ее подачу парой занимательных рассказов.