Цены на большинство популярных моделей за январь-апрель поднялись более чем на 30 процентов.
Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса в группе банка «Открытие») проанализировали, как менялись средние цены на наиболее востребованные новые автомобили в апреле и за четыре месяца с начала года. За январь-апрель более чем на 30% подорожали большинство популярных моделей из топ-20, а две прибавили более чем 50% (на основе данных Russian Automotive Market Research).
Быстрее всех росли в цене китайские автомобили, а лидером по росту цен оказался Chery Tiggo 8 Pro, подорожавший на 66% с начала года. В апреле 2022 динамика роста цен на популярные модели авто замедлилась и составила от 1,5% до 14,4%. Четыре марки при этом и вовсе не стали переписывать прайс-листы.
Из нескольких десятков наиболее востребованных моделей наибольший рост цен за январь-апрель 2022 года продемонстрировали четыре китайские модели. Рекордсмен – Chery Tiggo 8 Pro — прибавил с 2,2 до 3,6 миллионов рублей (более чем в полтора раза). Его соотечественник Haval Jolion подорожал почти на миллион рублей – с 1,67 до 2,62 миллиона рублей.
Такое опрометчивое поведение дистрибьюторов, умноженное на проблемы с поставками, не замедлило сказаться на продажах. Tiggo 8 Pro в апреле 2021 года нашел 367 покупателей, тогда как в апреле 2022-го его продажи сократились в 3,7 раза. Jolion начал появляться у дилеров в апреле прошлого года. Если в январе-феврале текущего года продавалось по 1,4-1,6 тысячи таких машин, то в марте было продано лишь 662 автомобиля, а в апреле – всего 350.
Седан Volkswagen Polo, запасов которого осталось лишь несколько сотен машин на всю страну, еще можно купить за 1,82 миллиона рублей (+43,5%). Последние машины, наверняка, будут стоить дороже. Собратья Polo по классу – Hyundai Solaris (+42%) и Kia Rio (+36%) — свой жизненный цикл на рынке России не прекращают, так что аппетиты продавцов здесь скромнее. Два Renault — Logan (+38%) и Sandero (39%), а также две попавшие в топ-20 Lada — Largus (+39%) и XRay (+30%) — стали стоить примерно одинаково — 1,3-1,4 миллиона рублей. Кроссоверы Renault Duster, Mazda СX-5, Hyundai Creta, Nissan X-Trail и Nissan Qashqai, Kia Seltos и Hyundai Tucson прибавили в среднем от 30 до 40%. И наконец, два седана Kia — K5 и Cerato — подорожали на 32-35%.
Если сравнить средние цены на те же модели в апреле и марте, то можно отметить, что во второй месяц весны уже не было столь сильного скачка цен, который наблюдался в конце февраля — начале марта текущего года. Большая часть марок умерила свои аппетиты. Кроме того, часть дистрибьюторов в апреле и вовсе не стали переписывать ценники. Это четыре марки: Renault, Kia, Nissan и Lada.
«Французы» и «японцы», объявив о закрытии своих заводов в России и пока не имея возможности поставлять на российский рынок свои автомобили из-за санкций, похоже, понимают, что не стоит повышать цены на товар, которого, по сути, нет в наличии. А Kia и Lada особенно активно переписывали ценники в первые три месяца и сейчас просто взяли паузу. Причем Largus немного подешевела, но это изменение в пределах погрешности (-1,5 тысячи рублей). Двузначными темпами продолжили расти ценники на Haval F7 (+14,4%), Hyundai Solaris (+11,7%) и Creta (+10,3%). Возможно, здесь дистрибьюторы еще видят потенциал для увеличения своей прибыли.
В целом среди топ-20 моделей не нашлось ни одной, средняя цена которой была бы в апреле ниже 1,3 миллиона рублей. Хотя еще в январе можно было найти пять таких моделей, две из которых — Largus и Logan — были даже дешевле миллиона рублей.
Падение покупательной способности не позволяет сегодня продавать большинство автомобилей по ценам, обозначенным в прайс-листах, но это не означает, что со временем машины подешевеют. Целый ряд иностранных моделей, которые этой зимой входили в первые 40-50 наиболее востребованных, весной превратились в дорогие и дефицитные. Их поставки так и не были возобновлены. Это Renault, Volkswagen, Nissan, Toyota, немецкие и японские премиальные авто.
«Корейцы» и Lada, хотя и тоже серьезно росли по РРЦ с начала года, но «потолок» цены в 1,5-2 миллиона рублей для массовых седанов пробит не был. Кроме того, АвтоВАЗ, заявив о планах выпускать автомобили без подушек безопасности, ABS и ESP, будет вынужден снижать на них цены. И не на 10-15 тысяч рублей, а больше. Иначе такие небезопасные автомобили едва ли заинтересуют покупателей.
В целом при нынешней стабилизации официального курса рубля в мае не стоит ожидать дальнейшего переписывания прайсов в сторону увеличения. Рынок переживает исторический минимум объемов. Но и сколько-нибудь значимого снижения рекомендуемых розничных цен не будет. Продолжавшие работу все весенние месяцы дистрибьюторы несут финансовые потери. Бизнес в нашей стране у многих иностранных производителей, по сути, продолжает дотироваться за счет ритейлов других стран. Другое дело, что и на складах западных импортеров мало что осталось. А имеющиеся машины были выкуплены дилерами, бизнес которых по новым автомобилям доживает последние месяцы.
Китайские автоконцерны, которые стали недоступны для большинства российских клиентов, так как были закуплены по курсу доллара вдвое выше текущего, будут вынуждены везти к нам более простые и дешевые модели. Еще один вариант для них – делать так, чтобы конечная цена машины для покупателя была более выгодной за счет поддержек по trade-in, кредитам и страховке.
Топ-20 популярных автомобилей по динамике роста цен за 4 месяца 2022 года
Марка и модель | Средняя цена в январе 2022 | Средняя
цена в марте 2022 |
Средняя цена в апреле 2022 | Динамика
апрель /январь 2022 |
Динамика апрель/март 2022 |
CHERY TIGGO 8 PRO | 2 183 299 | 3 404 900 | 3 616 900 | 65,7% | 6,2 % |
HAVAL JOLION | 1 674 714 | 2 461 830 | 2 624 714 | 56,7% | 6,6 % |
CHERY TIGGO 7 PRO | 1 773 233 | 2 609 900 | 2 649 900 | 49,4% | 1,5 % |
HAVAL F7 | 2 037 571 | 2 621 188 | 2 999 000 | 47,2% | 14,4% |
VOLKSWAGEN POLO | 1 268 800 | 1 726 428 | 1 820 800 | 43,5% | 5,5 % |
HYUNDAI SOLARIS | 1 119 091 | 1 419 500 | 1 585 786 | 41,7% | 11,7 % |
RENAULT DUSTER | 1 395 462 | 1 953 692 | 1 953 692 | 40,0% | 0 % |
LADA LARGUS | 977 082 | 1 360 150 | 1 358 536 | 39,0% | -0,1 % |
RENAULT SANDERO | 1 039 556 | 1 443 571 | 1 443 571 | 38,9% | 0 % |
MAZDA CX-5 | 2 553 100 | 3 519 400 | 3 519 400 | 37,9% | 0 % |
RENAULT LOGAN | 964 000 | 1 325 875 | 1 325 875 | 37,5% | 0 % |
KIA RIO | 1 172 400 | 1 592 400 | 1 592 400 | 35,8% | 0 % |
HYUNDAI CRETA | 1 588 706 | 1 948 706 | 2 148 706 | 35,3% | 10,3 % |
KIA K5 | 2 391 150 | 3 217 817 | 3 217 817 | 34,6% | 0 % |
NISSAN X-TRAIL | 2 429 294 | 3 265 882 | 3 265 882 | 34,4% | 0 % |
NISSAN QASHQAI | 2 058 000 | 2 763 808 | 2 763 808 | 34,3% | 0 % |
KIA CERATO | 1 688 233 | 2 230 733 | 2 230 733 | 32,1% | 0 % |
KIA SELTOS | 1 788 233 | 2 335 376 | 2 335 376 | 30,6% | 0 % |
LADA XRAY | 1 024 817 | 1 332 067 | 1 332 067 | 30,0% | 0 % |
HYUNDAI TUCSON | 2 529 000 | 3 039 000 | 3 269 000 | 29,3% | 7,6% |