О преимуществах летней и зимней резины рассказали специалисты.
Многие автолюбители не торопятся менять «лето» на «зиму». Вот только у летних шин есть свой предел — в холода коэффициент сцепления резины резко падает, и колеса уже не могут хорошо держать дорогу. Как говорят водители, колеса «дубеют», то есть становятся жесткими. До каких же температур можно ездить на «лете»?
Выше нуля
Производители шин обозначают критическую температуру для смены шин — минус 7 градусов. Только этот показатель условный и не является пороговым значением для свойств резиновой смеси, используемой в большинстве летних покрышек. Со стороны производителей это перестраховка — только чтобы обезопасить водителей от случайного попадания в гололедицу, и сподвигнуть их заранее подготовиться к холодам.
Тем не менее даже при более низких температурах летние шины ведут себя гораздо лучше, чем зимние. По данным издания «За рулем», у зимних колес даже при минус пяти градусах гораздо больший тормозной путь по сравнению с летними. Если при торможении со 100 км/ч до 5 км/ч автомобиль с летними шинами проезжает около 40 метров, то на зимних фрикционных покрышках тормозной путь растягивался до 46 метров. А это почти полтора корпуса легковой машины.
При более низких температурах ситуация особо не менялась. На холоде летние шины становились жестче, и сразу после старта вели себя хуже, но через пару минут езды колеса разогревались под действием сил трения и вполне справлялись с торможением и маневрированием даже при 1−2 градусах тепла.
Ниже нуля
При температуре около нуля летняя резина по-прежнему работоспособна — ее сцепные свойства остаются лучше, чем у зимних шин, благодаря чему тормозной путь будет меньше. Но только для сухого асфальта. Снег, мороз, слой льда на дороге — и летние шины бесполезны, вследствие чего автомобиль рискует потерять управляемость, ведь состав летней резины не дает ей держаться за лед. И здесь у зимних шин гораздо больше преимуществ — они мягче, имеют специальный протектор с большим количеством ламелей (нарезов), способных создавать хороший зацеп, и сама резиновая смесь имеет лучший коэффициент сцепления на льду.
Вывод такой: на летней резине можно ездить исключительно до нулевой температуры. Если заморозок застал в пути и на дороге возникает риск образования гололедицы, то лучше снизить скорость до 60−70 км/ч и передвигаться максимально аккуратно, избегая резких маневров и торможений.
Вот когда передвигаться на летней резине категорически нельзя, так это в метель со снегом и в гололед, пишет «Аргументы и факты». Сухая морозная погода — также не время для таких поездок, потому что примерно при минус пяти градусах и ниже во время торможения от резкого нагревания покрышки провоцируется конденсация влаги в пятне контакта, которая замерзает на холодном асфальте и снижает силу трения. Автомобиль может поскользнуться на такой испарине. Поэтому лучше не рисковать и установить на автомобиль хорошие зимние колеса.