Каждый второй комментарий к видео — «Мне бы такого учителя».
Петр Земсков, 52-летний учитель математики из Челябинска, выкладывает видео с решением задач по геометрии, и эти ролики набирают миллионные просмотры. На канале «Математика и фокусы» — 800 тысяч подписчиков, в прошлом году их насчитывалось 200 тысяч. А одноименный YouTube-канал стал лидером математического контента, набрав 600 тысяч поклонников.
Популярность в интернет-мире изменила и реальную жизнь учителя — теперь он желанный гость в школах и на форумах. В 2021 году ему предложило контракт крупнейшее российское издательство АСТ, и книга Петра Земскова «Математика и фокусы» выйдет уже в феврале. «Геометрические головоломки для развития мозга» растиражируют по всей России и даже миру. Корреспонденту «Южноуральской панорамы» Петр Александрович рассказал, зачем троечникам математика и почему каждому учителю стоит выкладывать ролики в TikTok.
С первого дубля
— Петр Александрович, каждый второй комментарий в TikTok — «мне бы такого учителя». Можно сказать, что благодаря популярности в соцсети вы теперь педагог нарасхват?
— Благодаря соцсетям действительно появились разные предложения о работе и новые формы деятельности. Сегодня я продолжаю преподавать математику в филиале челябинского лицея № 35 в две смены — с 8 утра до 18:45. Это основное место моей работы. Также прихожу вести занятия в Челябинский областной лицей-интернат для одаренных детей. Не так давно начал сотрудничать с московским колледжем. В нем я преподаю студентам дистанционно. Еще коллеги из Москвы предложили записать платный образовательный видеокурс. Меня чаще стали приглашать выступить в детских коллективах, рассказать и о математике, и о своем канале. Несколько раз я выступал в качестве спикера на форумах, например, «Евразия» в Оренбурге.
— При этом ролики на YouTube и TikTok продолжают выходить у вас регулярно. Когда же находите на них время при таком плотном учительском расписании?
— Мне в этом помогает жена Екатерина. У нас с ней есть специальный съемочный день — суббота после уроков. Двух-трех часов вполне достаточно, чтобы отснять ролики для YouTube на целую неделю и произвести немножко контента для TikTok и «Инстаграма». К примеру, лимит видео в TikTok всего 60 секунд — столько и длятся съемки, плюс 30 секунд, чтобы надеть микрофон.
Видите ли, мне не нужно для этого как-то по-особенному готовиться и писать сценарий. Все темы для сюжетов у меня в моей голове. Математика так устроена, что не нужно создавать что-то новое. Все сюжеты придуманы до нас, начиная еще со времен древних египтян, греков, Ломоносова и других великих математиков.
Дубль у нас тоже только один. Математическую задачу, как стихи Пушкина, можно объяснить только в одном звучании. И если я доказываю теорему, я знаю ее великолепно и, соответственно, с первого дубля это делаю. Иногда, чтоб заинтересовать зрителей, мы выкладываем задания не только из школьного курса, но жизненные: как рассчитать свою долю в квартире, через сколько дней можно получить проценты в банке по вкладу и т.д. Вообще фишка нашего канала — простое условие, но замысловатое решение.
— TikTok в первую очередь создавался как развлекательная сеть. Как вы считаете, почему вдруг его пользователей заинтересовала математика?
— Каналом на YouTube мы занимаемся очень давно, еще с 2017 года, и он потихоньку начинал набирать популярность. Поэтому, когда в 2020 году появился TikTok, мои ученики сразу предложили в нем зарегистрироваться, но мне казалось, что там довольно фриковый контент. Однако спустя год возникло ощущение, что люди уже насытились слишком легким и развлекательным видео и в обществе назрела потребность в образовательном ресурсе. Обратите внимание, сколько в TikTok и «Инстаграме» стало появляться роликов психологических, выдержек с тренингов. Людям надоело проводить время впустую. Конечно, развлечения никто не отменял, это тоже необходимая часть нашей жизни, но все же пошел их переизбыток. В январе 2021 года я почувствовал, что пора, и начал вести аккаунт в TikTok. Дал курс геометрии за 7-й класс за две недели. Оказалось, людям это интересно. Папы писали: «Спасибо, наконец мог объяснить эту теорему своему сыну».
— Учитель в TikTok — сегодня это, скорее, исключение из правил. Как вы считаете, в век информационных технологий стоило ли педагогам массово заходить в соцсети?
— Давайте посмотрим правде в глаза: TikTok есть и никуда не денется. Его активно смотрят и дети, и взрослые. Но если большинство педагогов считают, что эти ролики вредны и человек от них деградирует, то почему же ничего не делают? Почему бы нам сообща не вытеснить вредный контент и не насытить эту площадку полезной информацией?
Вот представьте себе. Существует плохой парк со сломанными скамейками, и мы говорим детям не ходить в этот парк, вместо того чтобы взять гвозди и молотки и сколотить хорошие лавки. Пусть сломанных скамеек в парке десять, а мы придем и соорудим сто хороших. Значит, этот парк из плохого со сломанными скамейками превращается в хороший парк с целыми скамейками. Так же и с TikTok. Нужно идти туда и насыщать его качественным положительным контентом, чтобы ребенку из случайной выборки попался ролик с объяснением алгебраических уравнений или геометрических теорем. Заходя в TikTok, педагоги, по сути, выполняют большую социальную миссию, как бы это высокопарно ни звучало. Безусловно, понравится там не всем учителям, и не все смогут регулярно вести канал. Но хотя бы попробовать стоит каждому. Может, даже раскроется новый талант.
— Допустим, все учителя вдруг завели аккаунты в TikTok. Как им правильно выбрать образ, чтобы потом не стать объектом насмешек тех же детей и родителей?
— На мой взгляд, тут ничего лишнего придумывать не надо. Учитель в TikTok должен остаться таким же учителем — без плясок, песен и прочего маскарада. Мои ролики пользуются популярностью, но я ведь не танцую и не жонглирую. Я объясняю математику именно так, как делают это на уроке, может, иногда чуть более театрально. Я не использую никаких современных жаргонизмов: «рофлить» (шутить), «флексить» (танцевать), «рандомно» (случайно). Общаюсь на нормальном русском языке, но на современных смыслах, понятных молодому человеку. Даже девиз в начале всех роликов в TikTok у меня абсолютно педагогический — «Порешай со мной!».
Учителю не нужно быть фриком в TikTok, ведь в соцсеть он заходит не ради денег и популярности. К примеру, на YouTube-канале я три года работал вообще без какого-либо отклика. У меня было всего 56 подписчиков, потому что я заводил канал, чтобы выкладывать видео для учеников как подготовку к зачету. Там был разбор сложных задач, выжимки с урока. И только потом это вдруг привлекло аудиторию и пошли подписчики.
Снаряды, самолеты, елка
— Петр Александрович, присутствие в соцсетях сблизило вас с учениками? Вы теперь для них свой?
— Да, отношения стали более доверительными. Ребята очень часто совета спрашивают, как правильно вести свой аккаунт и стать популярным. Я им отвечаю, что для этого сначала нужно стать специалистом в какой-то области. Так что сначала идите учиться, получите специальность, достигните в ней каких-то вершин и станьте асом, а потом уже делитесь своим мастерством. И они мне верят, потому что видят, что мой канал популярен не из-за каких-то сомнительных записей, с помощью которых можно хайп поймать, а благодаря тому, что я им же на уроках объясняю.
— Кстати, а ваши ученики все на отлично знают математику или есть троечники?
— Но я же обыкновенный учитель, который просто очень любит свой предмет. И дети у меня тоже обычные, а не специально отобранные математические гении. Поэтому, конечно, у нас есть и ученики, которые на отлично занимаются, есть и троечники.
— А как троечникам объясняете, зачем математика им нужна?
— Вот это «зачем» — это одна из самых больших проблем в современной школе. Когда я был школьником, мы задавали вопросы «почему»: почему ветер дует, почему дождь идет? А сейчас основной вопрос детский — «зачем»: зачем мне это надо? Я отработал все 90-е годы в школе, в один из самых сложных периодов, когда авторитет знаний упал невероятно, когда люди уходили из профессии, чтобы сидеть в киоске и торговать, но такого количества вопросов «зачем мне эта математика» даже тогда не было.
Теперь, когда я готовлюсь к уроку, то всегда пытаюсь придумать что-то, что покажет практическую направленность этой темы. Например, когда мы изучаем параболу (график квадратичной функции), я показываю, что любой подброшенный вперед и вверх предмет летит по траектории параболы. График квадратичной функции применим к полету выпущенного снаряда или падению самолета. Для этого нужно знать конечную и начальную точку. И этим занимаются в баллистике, артиллерии, авиации. Или когда мы изучаем геометрию, я рассказываю, что крыша имеет форму треугольника. Многие из учеников когда-то будут строить дом, и, чтобы приобрести обшивочный материал, надо будет знать точную площадь крыши. Если купишь листа на два больше, то потратишь 2-3 лишних тысячи. Лишний рулон обоев также влетит в копеечку, поэтому важно знать точную площадь комнаты.
Вообще математика настолько потрясающая наука, что даже не нуждается в понимании. Человек вынужден применить математическую теорему, даже не подозревая об этом. Вот стоит елка новогодняя в крестовине, а не падает она потому, что соответствует признаку перпендикулярности прямой и плоскости. Это же геометрия за 10-й класс!
— Петр Александрович, у вас шестеро детей. А как у них с «царицей наук»?
— Младшему ребенку пока 2,5 года, и он еще только учится считать. Двое старших сыновей выбрали технические вузы и при поступлении успешно сдали математику. Одна дочка пошла по моим стопам — в педагогический вуз, другая учится на юридическом, третья выбрала профессию реабилитолога. Конечно, все мои дети хорошо знают математику, хотя могли бы еще лучше. Но мне как отцу важно было не слишком давить на них. Если отчаянно популяризировать науку, то и отбить охоту можно полностью.
Развить мышление
— В феврале у вас выходит книга «Математика и фокусы. Геометрические головоломки для развития мозга». Поможет ли она детям полюбить эту точную науку и развить математический склад ума?
— Ну, это уже сверхзадача. Конечно, хотелось бы, чтобы оно так и было. Но изначально я хотел с помощью этой книги заострить внимание людей на геометрии. Показать, что это увлекательная наука, а не только точная. Моя книга пригодится как для детей младшего школьного возраста, так и настоящим математическим гениям. Для ребят помладше я включил задачи из своего детства, которые людям моего поколения покажутся баяном. Почем я это сделал? Однажды на уроке в 9-м классе я загадал детям очень известную задачу на устный счет: «В семье шесть братьев, и у каждого есть сестра. Сколько всего детей в семье?» И, представьте себе, никто не смог мне сразу ответить: «семь». Множество детских головоломок оказались забыты, потому что исчерпали себя традиции интеллектуальных вечеров, когда играли семьями в «города», «слова», загадки. Сейчас все дружно сидят перед экраном своего телефона.
Вы удивитесь, но есть у меня в книге для младшеклассников скороговорки и лайфхаки по быстрому их заучиванию. Дело в том, что при изучении геометрии знание скороговорок помогает быстро произносить теоремы и правила. Не раз замечал, что если у ребенка не развита дикция, то геометрия может вызывать у него отторжение только тем, что он не может четко произнести теорему.
Одна из глав издания называется «Легко ли быть пятиклассником», потому что знакомство с геометрией начинается именно в этом классе. В ней представлены геометрические головоломки, которые помогут развить мышление. Также в свою книгу я включил классические, но особенно интересные геометрические задачи для школьников и задания для гениев, которые неподготовленный человек решить не сможет, но, возможно, получит удовольствие, следя за решением.
Первоначальный тираж книги составит семь тысяч экземпляров. Ее планируют распространять в России и мире. Также можно будет приобрести электронную версию издания.
— Все эти новые коммерческие предложения и популярность в соцсетях значительно пополнили ваши доходы?
— Миллионером я, конечно, не стал. Но мне нравится, что я учитель, а на зарплату не жалуюсь. И семья моя довольна. Поэтому всем ученикам говорю: чтобы стать успешными, поступайте в педагогический институт. В общем, всячески пытаюсь повысить престиж профессии учителя, в том числе собственным примером.
Фото Людмилы Ковалевой