Продолжаем публикацию воспоминаний 92-летней испанки Консуэло Аргуэльес, которая, будучи подростком, провела два военных года в нашем городе.
Тащили лошадку на себе
«Детдому выделили большой участок земли в личное пользование, примерно в шести-семи километрах от города. Весной, летом и осенью мы бодро ходили туда через лес. Сажали, рыхлили, окучивали, собирали овощи и зелень, следуя указаниям вожатых, которые работали рядом с нами. Обратный путь был, конечно, не столь бодрым, но зато заготовленных нами продуктов хватало на всю зиму.
Однажды осенью группу из 20 ребят отправили на грузовике в дальний лес по грибы. Спали мы в палатках, готовили обед на костре, вокруг которого могли сидеть до утра, если бы нас не разгоняли вожатые Миша и Таня. За десять дней собрали несколько бочек белых грибов.
За день до окончания срока нас с Мерседес посадили на нагруженную тележку и повезли в город, потому что у Мерседес поднялась температура, а у меня заболела нога.
Часа через два лошадка отказалась идти и застыла на месте как вкопанная. На беду пошел сильный дождь, и нам некуда было спрятаться от него в открытом поле, кроме как лезть под тележку. Возчик накрывал нас чем мог, но покрывало моментально стало таким же мокрым, как и мы. Так прошла ночь, а под утро мы втроем (возчик, Мерседес и я) сами тащили бедную лошадку, которая не могла двигаться по такой слякоти. Вконец уставшие и измученные, к вечеру второго дня день мы еле-еле добрались до детдома.
Оставшаяся в лесу группа выехала следующим утром на машине, которая на полпути застряла в грязи. Двое ребят пошли пешком под дождем и прибыли домой почти в то же время, что и мы. После их сообщения о случившемся удалось направить вторую машину на выручку ребят и бочек с грибами. История, можно сказать, закончилась благополучно».
Ура! Валенки!
«Осень подходила к концу, а у нас не было ни зимней одежды, ни подходящей обуви. Летом сами шили себе простые платья, а из ремня и старой подошвы мастерили красивые босоножки, но чаще ходили босиком.
Мы хорошо вязали, но в продаже не было шерстяных ниток, да и денег у нас особо не было. При малейшей возможности покупали мужские носки самого большого размера, распускали их и превращали в теплые свитера.
И тут снова выручила и спасла нас от холода наш директор Александра Лукинична Агранова. Благодаря ее заботам все мы получили новую зимнюю одежду и новые тепленькие валенки. К этому добавили по паре блузок и юбок, шапки, носки, перчатки — и теперь мы были уже в состоянии перевернуть весь мир, прыгали, плакали, смеялись и рвались на улицу показать наши новые приобретения».
На сцене Малого театра
«Даже в тяжелую военную пору культурная жизнь в Миассе не затихала. Под музыку оркестров авиационной школы и артиллерийского училища люди танцевали; в клубе постоянно шли концерты как любителей, так и профессиональных актеров; кинотеатры были полны зрителей.
В эту оживленную культурную струю активно включились и мы, детдомовцы. Узнав о нашем хоре, в детдом приехал известный композитор Михаил Черняк, художественный руководитель русского народного хора «Южный Урал», и пригласил нас выступить в Челябинске.
Он лично репетировал с нами новую песню «Вечер на рейде», и мы на два голоса повторяли припев «Прощай, любимый город, уходим завтра в море» — до тех пор, пока он окончательно не убеждался, что получается хорошо.
Выступление прошло на сцене эвакуированного из Москвы Малого Театра. Первую песню о Сталине и несколько патриотических и русских народных песен мы исполнили вместе с хором челябинской школы, потом оба хора выступили отдельно, а уже после нас играли короткие сценки или читали рассказы известные советские актеры Игорь Ильинский, Евдокия Турчанинова и другие.
Наши испанские песни и танцы имели большой успех. Всем: челябинцам и нам — преподнесли подарки. Композитор Черняк обещал когда-нибудь повторить столь удачный опыт.
После концерта трое из наших ребят (Клаудия Фернандес, Ленин Гарсия и мой брат Орасио) остались на два дня в местных семьях, которым очень хотелось познакомить их с собственными детьми. Все они вернулись домой в приподнятом настроении и с подарками: Клаудия — с куклой, Ленин — с книгой «Три мушкетера» Дюма, а мой брат — с книгой «Всадник без головы» Майна Рида. Книги переходили из рук в руки, иногда мы даже читали их вслух».
«…покупали мужские носки самого большого размера, распускали их и превращали в теплые свитера»
Пируэты Сони Хэйм
«Появление книги Дюма совпало с шедшей в «Энергии» кинокартиной «Три мушкетера». Наши мальчики обзавелись деревянными шпагами и вскоре уже отважно сражались на улице с «гвардейцами кардинала Ришелье».
Увлечение это быстро стало модным во всем Миассе. Даже девочки включились в литературную игру! Мы с подружками тоже стали мушкетерами: Лусита — красивая, бойкая и самая молодая — «Д’Артаньян»; Лолита — тоже красивая, таинственная, с большими зелеными глазами, — «Арамис»; Элоина — добрая, ласковая, слегка наивная — «Портос», а я — «Атос».
Анхель был назван нами «королем Людовиком ХII», а Карлос — «кардиналом Ришелье». Между собой мы, представляя сцены из романа и кинофильма, передавали друг другу тайные записки и воображали, что живем во Франции XVII века.
Так как СССР и США стали союзниками Советского Союза в войне с Германией, в кинотеатрах начали показывать много американских картин разных жанров. Подражая актрисам, мы меняли прически, переделывали платья и заучивали наизусть слова и музыку из лучших музыкальных фильмов. Те, кто дружил с коньками, пытались повторять на льду реки Миасс (напротив детдома) пируэты Сони Хэйм из «Серенады Солнечной долины».
«Мальчики обзавелись деревянными шпагами и отважно сражались на улице с «гвардейцами кардинала Ришелье»
Счастливчики!..
«Мы часто ходили в кино, благодаря бесплатным пропускам, которые получали после выступлений на концертах в фонд обороны.
Однажды мой брат рассказал по секрету, что они с другом по два-три раза проходят по одному и тому же пропуску: «Так как наша школа № 4 рядом с кинотеатром «Энергия», нас там все хорошо знают и пропускают!» Счастливчики!..
В один прекрасный день Александра Лукинична позвала нас в спальню, где на кроватях лежала куча разнообразной женской одежды. «Выбирайте, кому что нравится, — предложила директор. — Это подарок американских благотворителей». Мы рассматривали, примеряли и, наконец, выбрали! Мне досталось два красивых платья из креп-жоржета — одно черное, а второе сиреневое. Мы были вне себя от радости.
Мальчики смотрели на нас с восторгом: «Вы совсем на себя не похожи!». Уж не знаю, казались ли мы им в новых нарядах лучше или хуже. Они же привыкли видеть нас одинаково одетыми, в белых блузках и темно-синих юбках, и теперь не переставали удивляться такому чудесному преображению».
Предыдущая часть доступна по ссылке.
Наталья Корчагина
Фото из архива Консуэло Аргуэльес