Завершаем рассказ 92-летней испанки Консуэло Аргуэльес, которой довелось вместе с эвакуированным из Ленинграда испанским детдомом попасть в Миасс и провести здесь два долгих военных года.
Не остановить!
«Однажды под вечер к нам приехали на машине несколько курсантов авиашколы с музыкальными инструментами в сопровождении молодой красивой девушки. «Пришли провести с вами веселый музыкальный вечер!» — со смехом заявили они. И получился настоящий праздник, лучше нельзя было и придумать!
Мы пели вместе с ними русские народные песни, потом пошла музыка из кинофильмов, и тут Тамара Хаманюк (так звали девушку) под собственный аккомпанемент на аккордеоне стала петь как Дина Дурбин. Да и сама она была на нее похожа, с такой же прической.
Но лучше всего Тамара пела вальсы Штрауса из кинофильма «Большой вальс». Лолита и я отважились и стали ей подпевать «Голубой Дунай», «Сказки Венского леса», «Жизнь артиста». Кто пел, кто танцевал — нас было трудно остановить.
Когда после этого мы ходили на танцы в клуб, где играл эстрадный оркестр авиационной школы с солисткой Тамарой Хаманюк, то подходили к ним уже как к старым знакомым. Эти вечера стали для меня незабываемыми, я впервые танцевала в большом зале и под настоящую музыку.
Оркестр авиашколы, на мой взгляд, мало чем отличался от прославленного оркестра Эдди Рознера. Выступления всегда заканчивались прощальной песней «Дорогие мои москвичи». На последних аккордах и словах «До свиданья, москвичи, доброй ночи, вспоминайте нас», огни гасли один за другим, зал становился темнее, и все знали, что вечер закончен. И с сожалением покидали зал».
Капилевич и Желябина
«В это время в моде был танец «Линда» в американском стиле. Я никак не решалась выйти танцевать, как вдруг незнакомая девушка потянула меня в круг — и оказалось, что у меня неплохо получается.
Девушка была сестрой моей одноклассницы — миасской девочки по фамилии Капилевич. Она и ее подруга Желябина (имена их, к сожалению, стерлись из памяти) дали мне почитать книгу Жорж Санд «Консуэло» на второй день моего поступления в школу, когда услышали впервые мое имя. С тех пор мы подружились и иногда обменивались книгами для чтения.
Наши мальчики, самые способные к музыке и овладевшие разными инструментами, организовали маленькую музыкальную группу, которая быстро переросла в неплохой оркестр. Среди оркестрантов был и мой брат Орасио. Они играли в парке на 1 мая, 7 ноября и в другие праздничные дни. Под их музыку люди веселились и танцевали, но лучше всего у ребят получались военные марши».
Мне повезло
«Мне повезло, что я попала в Миасс. За это я благодарна нашей Александре Лукиничне Аграновой, которая всеми силами пыталась создать нам нормальные условия для жизни, доставала продукты питания, одежду, обувь, боролась за получение школьных учебников, которых остро не хватало. Она разговаривала с нами простым языком и даже когда ругала, мы не обижались.
В Миассе Александра Лукинична родила хорошенькую девочку и спросила у нас совета, как ее назвать. Нам нравилось имя Ирина, так как по-испански оно звучит ласково. И, ни минуты не сомневаясь, она так ее и назвала. Что к этому еще добавить?.. Только спасибо, спасибо и еще раз спасибо.
Много позже, когда все эвакуированные испанские интернаты возвратились в Москву и Подмосковье, состоялась встреча в Колонном зале Дома Союзов. В кругу детей из разных детских домов каждый рассказывал, в каких местах и как именно он жил в эвакуации. Когда дошла до меня очередь, и я сказала, что была в Миассе, то меня чуть ли не упрекнули: «Значит, ты не знаешь, что такое война».
Так я узнала, что нас считали привилегированными среди других испанских интернатов. И в самом деле, мы не могли пожаловаться на нашу жизнь в глубоком уральском тылу. Наоборот, мы ощущали только бесконечную благодарность за время, проведенное там».
«Прощай!»
«Расскажу о прощании с Миассом. В июне 44-го, после школьных экзаменов, нам сообщили: «Хотя война еще не закончена, мы вне опасности, так как почти вся территория Советского Союза освобождена, и военные действия ведутся на западных фронтах». Мы хором спросили: «Возвращаемся в Ленинград?» — «Точно неизвестно, — ответили нам, — но, кажется, всех испанцев хотят собрать вокруг Москвы».
Эта новость застала нас врасплох. Мы уже так привыкли к Миассу и к миасцам, наше время протекало здесь так ладно и так складно, что никто даже не задумывался о будущем.
Бессознательно мы следовали завету Горация «Карпе дием», что означает: «Не откладывайте жизнь на будущее, которое может и не наступить. С удовольствием проживайте каждый день. Ищите положительные эмоции во всем!»
Через несколько дней нам устроили незабываемый прощальный вечер, в котором участвовали учителя, городские власти, курсанты из авиационной школы и артиллерийского училища, ученики.
Был прекрасный концерт. Еще больше сблизил всех богато накрытый стол, за которым мы не столько ели, сколько разговаривали, смеялись, шутили, обменивались скромными подарками и добрыми пожеланиями. Тогда я поняла, что на этом кончается наш миасский этап…
На следующий день бригада из десяти человек (и я в том числе) выехала из Миасса, чтобы подготовить новый детдом к приезду остальных детей. Долго сидели на станции в ожидании поезда, который явился под утро и увез нас в направлении Москвы.
В вагоне я подошла к окну, в последний раз взглянула на отдаляющийся Миасс и тихо пропела: «Прощай, любимый город…».
Это было… вчера?
Не думайте, что на этом Консуэло Аргуэльес закончила свой рассказ. Она поведала нам о том, как повзрослевшие испанцы, успешно сдав вступительные экзамены, учились в лучших московских вузах и как проводили студенческие годы. Сама же она поступила в МГУ на исторический факультет, дружила с Анатолием Лукьяновым, довольно близко знала Раису и Михаила Горбачёвых, а после университета преподавала историю в поселке Ольховка Луганской области — до тех пор, пока братья, к тому времени уже также получившие высшее образование и вернувшиеся на Родину к матери, не позвали в Испанию и ее, свою единственную сестру…
У Консуэло прекрасная семья, дети, внуки, она совершенно счастлива, но Миасс и все, что с ним связано, помнит так же ярко, как будто это было вчера…
Предыдущая часть доступна по ссылке.
Наталья Корчагина
Фото из архива Консуэло Аргуэльес