Писатель Борис Миронов начинал свой творческий путь в «Миасском рабочем».
Месяц назад навсегда ушел от нас Борис Миронов — человек удивительной судьбы, талантливый писатель.
По месту рождения он не был нашим земляком, однако большую часть жизни провел в Миассе. Город стал для него второй родиной,
и он тоже стал своим в этом городе, не раз упомянув его в своих книгах, да не просто упомянул, а рассказал много неизвестного о нем.
Старт дала газета.
Заочное знакомство с Борисом Мироновым состоялось несколько лет назад, когда мне подарили его книгу «Война была еще вчера». Вышла она почти десять лет назад крошечным тиражом в 200 экземпляров и сразу стала библиографической редкостью. Борис Петрович описал Миасс военных и первых послевоенных лет так живо, ярко, образно, озорно, что оторваться от чтения было невозможно. Книга эта поселилась на моем рабочем столе надолго (и до сих пор лежит, вся испещренная закладками).
«Миасский рабочий» нередко цитировал отрывки или просто ссылался на это издание. И мы никогда не забывали, что этот самобытный писатель начинал свою писательскую (точнее, журналистскую) деятельность именно в нашей газете.
…Годы неумолимы.
Многих из бывших «товарищей по перу» Миронова давно нет в живых. И мы, сотрудники редакции, мало что знаем о нем, хотя Борис Петрович не раз писал о себе в своих повестях. Поэтому воспользуемся сегодня краткой биографической справкой, которую писатель поместил в конце книги «Война была еще вчера».
Четвертый раз в Миасс.
Случилось так, что Мироновы наезжали в Миасс четырежды. Первый раз — в 1928 году, когда дед будущего писателя привез
семью на Урал, чтобы спасти ее от голода. Через три года семья псковичей вернулась на родину.
Борис Миронов родился весной 1936 года в Псковской области. В течение трех военных лет жил на оккупированной территории. В ноябре 1944 года, после освобождения Псковской области, вместе с матерью приехал в Миасс, где, как оказалось, всю войну на автозаводе проработал мобилизованный в армию отец.
В 1951 году Мироновы покинули Миасс, а в 1961-м вернулись, чтобы поселиться здесь навсегда. К этому времени Борис Петрович успел окончить среднюю школу, отучиться на филологическом факультете Петрозаводского государственного университета, завести семью и поработать учителем русского языка и литературы в Пермской области.
Новый поворот.
Трудовая деятельность в Миассе началась с газеты «Миасский рабочий», он сменил несколько должностей — от корректора до литературного сотрудника, заведующего отделом и, наконец, ответственного секретаря городской газеты.
А потом жизнь его сделала резкий поворот. Проживая в машгородке, Борис Петрович познакомился с соседями — инженерами-ракетчиками — и неожиданно решил сменить профессию. Поступил на первый курс вечернего филиала Челябинского политехнического института, перешел на работу в Конструкторское бюро машиностроения, а в 1971 году получил диплом инженера.
А роду мы… писательского.
Казалось, литературная деятельность забыта навсегда. Но не тут-то было. Выйдя на пенсию, Миронов взялся за написание книги о своем военном детстве. Его «Скобарёнок» вышел в Пскове в 2004 году, а к 65-летию Победы в 2010 году был переиздан в Москве (сборник «Оккупированное детство») и Челябинске (альманах «На Южном Урале» № 16).
Вторая книга писателя-ракетчика «Глокая куздра» повествовала о ГРЦ, об испытаниях межконтинентальных баллистических ракет, в которых участвовал автор, а также о людях, с которыми он долгие годы вместе работал.
Не замедлила появиться на свет третья книга («А роду мы мужицкого…»), а за ней и четвертая — рассказы и очерки под названием «Отколь гроза, оттоль и вёдро».
После этого Миронову захотелось вернуться в собственное отрочество — и из-под пера его вышла книга «Война была еще вчера», помогающая читателям совершить увлекательное путешествие в далекое прошлое нашего города.
«Он был настоящий писатель»
Слова эти — из стихотворения Михаила Светлова. Умерший недавно Борис Петрович Миронов стихов не писал. Но тем не менее это и о нем.
Родом он из Псковщины. Писал его отец, и эти способности передались сыну. Борис Петрович окончил филологический факультет университета. Немного поработал в школе, но это не соответствовало его неугомонному характеру. А вот редакции «Миасского рабочего» отдал восемь лет. Когда в нашем городе снимался кинофильм «Журналист», Миронов подружился едва ли не со всеми актерами.
Работал в КБМ, а в это время в нем вызревали творческие замыслы.
Первой публикацией была повесть «Скобарёнок» в журнале «Дружба народов». Скобарями на севере европейской России называют псковичей. Затем последовало еще несколько публикаций в этом журнале и книг.
Время неумолимо, человек уходит, но остается то, что он сделал для потомков. Б. П. Миронов сделал немало.
Борис Фридлянский.
«Мне вспоминается…»
Отрывки из книги Бориса Миронова «Война была еще вчера», где автор рассказывает о малоизвестных фактах из истории города.
***
За труд — вражеский китель
«Мне вспоминается одно удивительное событие в жизни города. Если бы в некий час N посторонний человек вдруг оказался бы на улицах Миасса, он был бы поражен, увидав огромное количество мужчин, одетых в форму неприятельской армии. Но это были лучшие труженики автомобильного завода, которых за ударный труд премировали форменной одеждой солдат и офицеров вермахта. Должно быть, уверовав в тысячелетие своего существования, отцы нации распорядились изготовить столько мундиров и штанов для армии, что, став трофеем, они пригодились советским труженикам тыла.
Отец принес домой шикарный голубой китель тонкого сукна, украшенный кантом оранжевого цвета по обшлагам и швам и витым шелковым шнуром. Над правым карманом был пришит матерчатый оранжевый силуэт взлетающего орла. Видно, поверх крепился орел из металла – эмблема авиации. А по улицам города бродили ударники труда в мундирах всех родов войск — добротных и хорошо пошитых немецкими умельцами».
***
«Земноводный» танк
«На самой макушке лета в городе произошло событие, свидетелем которого мне посчастливилось быть. Со стороны перекрестка Пролетарской улицы и улицы Ленина к Шадринскому мосту с ревом и лязгом гусениц подкатили два танка. Они были без пушек и несли мирную гражданскую службу на автозаводе, честно выполняя роль тягачей. После короткого совещания водителей танки направились к воде выше моста по течению, решив форсировать реку вброд. Передний танк с натужным рыком вышел на противоположный берег рядом с колодцем. Наступила очередь второго. Он забуксовал и так основательно завяз в илистом дне, что все попытки сдвинуться с места оказались тщетными.
Время шло, а танк — ни туда, ни сюда. Наконец первый танк продолжил движение, а второй так и остался стоять в воде, погрузившись в нее наполовину. Через год к мосту со стороны Советской улицы подошли два трактора и вытащили, наконец, танк, ставший земноводным».