Совсем скоро начнется новый учебный год и будет нелишним напомнить родителям, как сделать рабочее место школьника удобным и безопасным.
Нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.
Если на рабочем столе школьника установлен компьютер, то монитор должен находиться прямо перед глазами (чтобы ребенку не приходилось поворачиваться к нему). Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии
60 — 70 см.
Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно–сосудистой и дыхательной. Известно, что при длительном сидении дыхание человека становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Рабочее место школьника рекомендуется располагать у окна для достаточного естественного освещения (для ребенка-правши стол необходимо расположить слева от окна, для ребенка-левши — справа). Даже при наличии хорошего верхнего освещения и естественного источника света (окна), на столе необходима настольная лампа. Чтобы тени не мешали, лампу для ребенка—правши нужно поставить на столе слева, для ребенка – левши — справа.
Книги желательно ставить на подставку на расстоянии вытянутой руки от глаз. Это позволяет ребенку держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел) и предотвращает развитие близорукости.
Необходимо сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.
Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью ребенка и столом было расстояние, равное ширине его ладони.
- Правильные соотношения роста ребенка с высотой парты и стула (в мм) есть в
ГОСТе 5994-93. - Глубина стола должна быть не менее 50 см.
- Существует так называемое правило «трех углов»: колени под столом образуют один прямой угол, линия бедер и спина — второй, а руки, согнутые в локтевом суставе — третий.
- Плечи ребенка не должны быть в напряжении. Если положить руки на парту, локти должны быть согнуты под углом 90 градусов.
- У парты должна регулироваться столешница, чтобы при выполнении различных задач угол ее наклона мог меняться. Небольшой угол наклона (7-12 градусов) подходит для письма, а для чтения и рисования наклон столешницы нужно увеличить.
- Выбирайте экологически чистый материал для парты, не стесняйтесь спросить продавца о наличии сертификата качества.
- Дизайн парты должен устраивать не только вас, но и вашего ребенка, ведь именно ему предстоит пользоваться ею каждый день.
- Парта должна быть устойчивой и надежной.
- Выбирая парту для школьника, помните, что неправильно организованное рабочее место — еще одно условие, провоцирующее нарушение осанки.
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.
1. Исходное положение — сидя на стуле. 1-2 — отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. Исходное положение — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — исходное положение, 3 — поворот головы налево, 4 — исходное положение Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
1. Исходное положение — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх. 2 — переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. Исходное положение — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
1. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4-5 раз.
2. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторять 4-5 раз.
3. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторять 1-2 раза.
фото ak.picdn.net