Своим возникновением и дальнейшим развитием наш город обязан двум людям — тульскому купцу Лариону Лугинину и горному инженеру Евграфу Мечникову.
Первый — Ларион Лугинин — построил на реке Миасс и в 1777 году запустил медеплавильный завод, который, к сожалению, не оправдал надежд ни самого Лугинина, ни последующих его владельцев.
Второй — Евграф Мечников — открыл в окрестностях Миасса жильное золото. Разработка золотых месторождений поспособствовала скорейшему экономическому развитию территории, и в первой половине 19 века долина реки превратилась в самый настоящий Клондайк: в 1836 году здесь разрабатывались 54 рудника и 23 золотые россыпи. До начала XX века золотодобыча оставалась основным градообразующим производством.
А что, собственно, мы с вами знаем об этих двух людях? Кем они были, чем прославили Отечество, что передали потомкам?..
Основатель четырех городов.
«Когда говорят о старом Урале, то всегда вспоминаются такие фамилии, как Строгановы, Яковлевы, Демидовы, реже Турчаниновы, еще реже Мосоловы, Осокины, Лугинины, хотя все они имели непосредственное отношение к освоению Урала, — писал в журнале «Урал» (№ 12/2002) доктор исторических наук, профессор Виталий Леднев».
Лариона Лугинина можно считать основателем четырех городов Челябинской области — Златоуста, Кусы, Сатки и Миасса.
В начале XVIII века тульские купцы Лугинины считались едва ли не самыми богатыми людьми в городе. Неудивительно, что в 1712 году после указа Петра I о принудительном переселении в Петербург трехсот самых преуспевающих купцов, семья Лугининых отправилась обживать новую столицу. В Петербурге Лугинины не только не потерялись, а напротив, заняли весьма достойное место среди купцов, торговавших в Санкт-Петербургском порту. Особенно преуспел Иван Корнеевич Лугинин, который вместе с сыном Ларионом привозил в Петербург на экспорт парусину, пеньку, сало, щетину.
«Наилучшие в хребте Уральском».
В 50-х годах XVIII века Лугинины вошли в число десяти крупнейших торговых династий России, приобрели парусно-полотняную фабрику и обратили свои взоры на Урал.
После покупки Златоустовского и Саткинского заводов Ларион Лугинин в августе 1773 года запросил у Берг-коллегии разрешения на постройку Петропавловско-Миясского медеплавильного завода и получил его в том же году. 1773-й и принято считать годом основания Миасса.
Крестьянская война задержала строительство и принесла купцу немалые убытки. Но (один из немногих!) Лугинин сумел получить ссуду от государства и — единственный из заводчиков — был освобожден от уплаты десятины на десять лет. Это позволило Лариону достичь значительных успехов в производстве.
Его сын Максим основал Кусинский и Артинский заводы. Таким образом, в руках Лугининых оказались четыре предприятия, о которых в 1798 году Евграф Мечников, контролирующий работу металлургической промышленности в Берг-коллегии, писал: «Сии заводы по состоянию своему есть почти наилучшие в сем хребте Уральском…».
Правда, он признал, что крепостные на лугининских заводах «в таковом положении находятся, в каковом были израильтяне, заведенные Моисеем из Египта вместо обетованной земли в песчаные степи Аравийские».
Накоротке с Пушкиным.
В конце своей жизни Лугинин поселился в Златоусте, в двухэтажном каменном доме с мезонином. При усадьбе был большой сад, оранжерея, конюшня и пруд, вода в который доставлялась деревянными трубами из горного источника. Сегодня в этом здании — краеведческий музей (на снимке сверху).
Ларион Иванович умер рано, едва дожив до 60 лет. Впоследствии Лугинины расстались с металлургией, получили дворянские звания, стали известными людьми. Правнук Лариона Ивановича — полковник Генерального штаба Фёдор Лугинин — в годы офицерской юности познакомился в Кишиневе с Пушкиным.
Вот как об этом писал 17-летний прапорщик Лугинин в своем дневнике:
15 июня. «Вечером был в саду, и тут мы уже хорошо познакомились с Пушкиным. Он выпущен из лицея, имеет большой талант писать. Известные сочинения его Ode sur la libert, «Людмила и Руслан», «Черная шаль»; он много писал против правительства и тем сделал о себе много шуму, его хотели послать в Сибирь или Соловецкий монастырь, но государь простил его и, как он прежде просился еще в южную Россию, то и послали его в Кишинев с тем, чтоб никуда не выезжал. Носились слухи, что его высекли в Тайной канцелярии, но это вздор. В Петербурге имел он за это дуэль. Также в Москву этой зимой хочет он ехать, чтоб иметь дуэль с одним графом Толстым-Американцем, который главный распускает эти слухи. Как у него нет никого приятелей в Москве, то я предложил быть его секундантом, если этой зимой буду в Москве, чему он очень обрадовался».
«Настоящий рыцарь».
Самый известный из всех Лугининых — Владимир Фёдорович, крупный русский ученый, один из создателей термохимии в России, пионер кооперативного движения в России, профессор МГУ.
Он был знаком с Львом Толстым: они жили в одной палатке во время Севастопольской битвы. Дружил с Александром Герценом и Иваном Тургеневым. «Это благородное и дельное существо», —
писал Тургенев Герцену после знакомства с Лугининым.
Тургенев и Лугинин во время первого же знакомства проговорили весь день, после чего Лугинин остался у Тургенева ночевать, и они проговорили всю ночь. И в этом нет ничего удивительного — Владимир был превосходно образованным человеком, постоянно интересовался историей, философией, экономикой, был завсегдатаем театров и художественных выставок, читал все литературные новинки, свободно владел четырьмя европейскими языками.
«Человек кипучей деятельности».
Кем был первооткрыватель миасского золота Евграф Мечников?.. Как писала заведующая архивом Ильменского заповедника Людмила Буторина, нет пока данных о социальном происхождении, детстве и юности Мечникова, которого профессор Чернявский характеризовал как «человека кипучей деятельности, любителя всякого эффектного и красивого».
Известно только, что в 1791 году он окончил Горное училище в Санкт-Петербурге, после чего преподавал там специальные предметы. В 1797 году поисковой партией обер-берггауптмана 3 класса Евграфа Мечникова было открыто первое месторождение рудного золота, которое назвали Мечниковским.
Недалеко от Миасского завода Мечников основал Петропавловский рудник и соорудил толчейно-промывную фабрику. Всего же в период геологических изысканий на Урале им было открыто три золотых рудника и один медный — Берг-директорский. В память о Мечникове гора в месте открытия золота именуется Евграфовой.
В 1799 году Евграф Ильич стал начальником Миасских рудников на Урале. Затем служил в министерстве финансов, был старшим советником Горного совета. В 1817-1824 годах его назначили директором Департамента Горных и Соляных Дел и директором Горного Кадетского корпуса.
При Мечникове учебное заведение получило одинаковые права с Московским и Петербургским университетами. Была произведена реконструкция залов главного здания, реконструированы и расширены музейные помещения, модернизирована экспозиция моделей и механизмов для горного дела. Произошли изменения в обучении и повседневной жизни кадетов. Все это способствовало повышению авторитета Горного корпуса, число воспитанников которого постоянно росло. С 1824 года Евграф Ильич стал сенатором. О последних 12 годах его жизни сведений не найдено. Умер Мечников в 1836 году. Одна из улиц Миасса названа в его честь…
фото vk.com/muzeizlatoust