Объявление о начале проекта «МР» «Память и слава», посвященного 75-летию Великой Победы, нашло живой отклик среди наших читателей.
В редакцию начали приходить письма с воспоминаниями о годах войны от представителей старшего поколения, а от тех, что помоложе — трогательные послания о дедах и прадедах, сражавшихся на полях Великой Отечественной войны и трудовом фронте, записанные со слов родителей.
Сегодня мы начинаем публиковать эти письма, которые не нуждаются в особых комментариях.
Мой отец, Прокофий Фёдорович Овчинников (на фото слева), после армии работал в МГБ или МВД в Курске и ходил всегда с наганом под кителем. В армии он был ворошиловским стрелком, у нас даже была фотография, на которой он с другими стрелками и с самим маршалом Климентом Ворошиловым.
Когда началась вой-на, отца забрали в первый же день, а женам комсостава пригнали машину для эвакуации, но мы не смогли уехать, так как все трое болели корью (мы родились в 1933, 1935 и 1938 годах). И вот начался ужас бомбежек, взрывов, пожаров. Ночью было видно как днем. Около нашего дома упали две бомбы, но они не взорвались, а ушли глубоко в землю. Волной выбило все окна и двери, маму чуть не убило, она вся была в синяках и ранах, но выжила, и потом, когда мы немного пришли в себя, вывезла нас на корове в деревню к родственникам. А потом, когда вернулись в Курск, наш дом, оставшийся неразрушенным, забрали под учреждения. Жили во флигеле без удобств, но спасала русская печь.
Вскоре из госпиталя привезли папу — доживать, потому что в госпитале его держать уже не могли — открытая форма туберкулеза. Он был очень плох и все хотел дожить до Победы, но умер 14 апреля 1945 года. Отец был награжден двумя орденами Красной Звезды и несколькими медалями.
Жили очень плохо, пенсия была 180 рублей на троих детей, а булка хлеба на базаре — 100 рублей. Не забыть голод 1947 года, когда люди умирали на ходу. Мы выжили только благодаря нашей маме.
Нина Прокофьевна Иванова, 84 года.
Мой отец, Константин Павлович Ключаров (на фото справа, 1906 – 1973 гг.), до призыва в Красную Армию 30 сентября 1941 года работал лесником в Кировской области. До апреля 1942-го вместе с другими солдатами трудился на строительстве завода по выпуску военной продукции в Кирове.
В последних числах апреля солдат переправляли на трех небольших теплоходах через Ладожское озеро на Ленинградский фронт. Один из теплоходов был утоплен в результате попадания бомбы с немецкого самолета. Отец это видел с другого теплохода.
На Ленинградском фронте отец воевал до освобождения Ленинграда от блокады. Несколько месяцев служил в составе 104 погранполка НКВД, который защищал тылы фронта и город от вражеских шпионов и диверсантов. Потом отца перевели в армейскую часть, «в окопы». В течение месяца обучался на снайпера и потом воевал по этой специальности.
На фронте во время наступления был тяжело контужен. После лечения снова воевал, был ранен в руку, из госпиталя — снова на фронт.
После освобождения Ленинграда от блокады их часть направили на Прибалтийский фронт. Освобождал Ригу, другие города, остров Эзель в Балтийском море. В 1945 году добивали в Прибалтике Курляндскую группировку, воевали с ними до 17 мая. Отец дослужился до звания старшего сержанта, был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
Домой вернулся 20 октября 1945 года. Вернулся к работе лесником. Потом семья переехала на Урал, в Копейск. Отец трудился каменщиком в ремонтостроительном цехе завода пластмасс. В 1966 году вышел на пенсию. Последний год жил у меня в Миассе. Умер от онкологии в 1973-м.
Виктор Константинович Ключаров, 87 лет.
Анастасия Алиева, воспитанница центра помощи детям «Радуга»:
— В честь 75-летия Великой Победы в нашем центре «Радуга» реализуется проект «Помним! Гордимся! Чтим!» Мы посещаем участников Великой Отечественной войны, их детей, записываем их военные истории. Вместе с нашим воспитателем Ксенией Сергеевной Антоновой мы побывали в гостях у Галины Александровны Снисаренко, которая рассказала нам историю своих родителей, — участников Великой Отечественной войны Любови Николаевны и Александра Степановича Прихненко.
От нее мы узнали, что Любовь Николаевна Прихненко родилась 1 июля 1923 года. Ушла на фронт добровольцем в 18 лет в 1942 году, окончив курсы медицинских сестер. Сначала служила в госпитале для легко раненых на Волховском фронте. Затем, окончив курсы зенитчиков, участвовала в боевых действиях на Ленинградском, Волховском, III Прибалтийском фронтах. Участвовала в обороне Ленинграда, в освобождении от фашистских захватчиков Риги и Эстонии.
В 1943 году на III Прибалтийском фронте познакомилась со своим будущим мужем Александром Степановичем Прихненко, который родился 11 марта 1915 года. Они вместе участвовал в боях на Волховском, III Прибалтийском фронтах, в освобождении Риги и Эстонии. Он был командиром батареи, а она наводчицей. В 1944 году расписались в Риге.
В апреле 1945 года Любовь Николаевна закончила службу в звании ефрейтора и вернулась в родной Миасс. Александр Степанович остался служить в Риге, а после они вместе с Любовью Николаевной уехали на Дальневосточный фронт. Александр Степанович закончил службу 1 июня 1946 года в звании подполковника.
Оба были награждены многими орденами и медалями. Любовь Николаевна внесена в Книгу Памяти Челябинской области.
При жизни Любовь Николаевна писала стихи. Многие из них были о Великой Отечественной войне.
У дороги, танками разбитой,
Всю в пыли ромашку я нашла.
Встрепенулось сердце раненою птицей,
Вспомнился перрон, забытые слова.
Провожали матери горькими слезами
Юных дочерей своих на фронт.
И смотрели вслед нам грустными глазами
И с надеждой встретить, как война пройдет.
Мне букет ромашек мама подарила,
Чтобы помнила Урал родной,
Чтобы сердце не холодным было,
И скорей вернулись бы домой.
Все на запад эшелон наш мчался,
Увозил от дома далеко.
Нам сначала добрым путь казался,
Но потом уж было нелегко…
Над дорогой «мессеры» кружили,
Поливая нас шальным огнем.
Многие там головы сложили,
Не успев померяться с врагом.
Я ромашки на могилу положила
На политой кровью Волховской земле.
Все мгновенья в сердце сохранила.
А ромашки – память о войне!