Фитнес-тренер Лариса Ромасько — о мифах в современном питании.
Легенды и мифы Древней Греции… Эти произведения мы помним с далекого школьного детства. Сегодня нас, взрослых и, как мы считаем, трезво мыслящих людей, окружают совсем другие мифы, причем огромная доля этих мифов приходится
на современное питание.
Что это за мифы? Каким образом нас обманывают реклама и супермаркеты? Об этом рассказывает автор коуч-программы «Конструктор здоровья», блогер, персональный фитнес-тренер, кандидат в мастера спорта России и чемпионка мира по жиму штанги лежа Лариса Ромасько.
Волшебная ягодка годжи
«Высоко-высоко в Гималаях, в северном Непале, выше луны, выше звезд, касаясь неба, растет маленькая волшебная ягодка, которая называется годжи»…
Эту «легенду», которой хитроумные маркетологи заморочили голову всему миру, в том числе и моим соотечественникам, привела в своей книге «Мой лучший друг — желудок. Еда для умных» врач-диетолог, научный журналист Елена Мотова.
В частности, она пишет: «Обычное растение благодаря мощной рекламной кампании собрало миллионы долларов по всему миру… В отличие от витаминов в таблетках, оно окутано ореолом «натуральности»… Бледная поганка и болиголов — в высшей степени натуральные…». И еще Елена в своей книге приводит результаты единственного имеющегося на сегодня исследования ягоды годжи, которое не подтверждает ее волшебного действия.
Еда для бедных или супер-фуд?
Да, брусника, клюква, смородина — это все так обыденно, прозаично, доступно, а вот киноа, авокадо и т. п. — это экзотика, это волшебно! Тем более за ту стоимость, которую нам предлагают, продукт не может не помочь! И ничего, что в странах произрастания и киноа, и авокадо — это еда для бедных. Нам же эти экзотические продукты подаются как супер-фуд.
Мне видится еще одна схема «честного» отъема денег у населения: сначала придумывают «страшилку» типа глютена (белок пшеницы, ржи и ячменя).
И ведь не подкопаешься, глютен действительно опасен — но всего лишь одному проценту населения Земли, страдающему целиакией. А напугали-то всех!
Потом наши доблестные маркетологи придумывают панацею от страшилки, например, продукты без глютена! Маркируют товар этим отличительным знаком «Без глютена» — даже тот, в котором глютена и не было никогда, например, молоко, добавляют цену и продают нам, как спасение!
А мы верим и отдаем свои честно заработанные деньги за пустышку! И если нам такая пустышка помогает, то мы и не вспомним даже, что наш прекрасно скроенный организм имеет такую мощную способность оздоровления, как плацебо.
Купите молодость!
А вот еще примеры гениальных ходов нейромаркетинга: «Содержащийся в ростках хлорофилл… — это удобный способ получить 32 витамина…»
А ничего, что известных нам витаминов всего 13?!
Или вот реклама о витграссе (свежий сок из зеленых ростков): «Энзимы, содержащиеся в соке, замедляют процесс старения».
Энзимы или ферменты — это белковые молекулы, которые в нашем желудочно-кишечном тракте распадутся до аминокислот и будут усвоены организмом исходя из текущих нужд. Это рекламное утверждение безграмотно от первого до последнего слова, но зато как наукообразно и убедительно звучит! И мы покупаемся на такую рекламу и приобретаем продукт в надежде, что теперь-то точно не состаримся еще лет 100!
Держи меня, соломинка!
Часто приходит на ум песенка из фильма «Приключения Буратино»: «Покуда есть на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки»!
Вспоминаю я о ней каждый раз, когда слышу об очередном супер-средстве от всех болезней. Можно понять людей, чья болезнь лишает их нормальной жизни и дееспособности. В таком случае хватаются за любую соломинку.
Но как понять тех, кто в свое удовольствие наедал лишний вес годами, а теперь желает этот вес сбросить за неделю или 10 дней, например?!
При этом они не желают напрягаться, страшатся любых пищевых самоограничений. Именно на таких людях делаются хорошие деньги: проводятся марафоны похудания, рекламируются продукты с якобы нулевой калорийностью, продаются супер-диеты и даже системы жиросжигающих тренировок (мне всегда интересно: а что же представляют из себя жиронабирающие тренировки?).
Парадоксально, что огромный поток информации не просвещает нас, а наоборот, делает дураками.
Есть ли выход? Да, выход есть! Надо уметь формировать информационный фильтр, отсекая глупую и ложную информацию. Для этого необходимо знание основных базовых законов физики, химии, биологии, анатомии, которые нам дает среднее образование, а также логика и критическое мышление.
Фото из архива Л. Ромасько