Был когда-то такой хороший советский фильм «Выйти замуж за капитана». А вот если бы захотели режиссеры снять фильм «Выйти замуж за тренера», то прообразом главной героини могла бы стать Светлана Знарок, супруга известного футболиста и тренера…
Разлуки чаще встреч.
Светлана Георгиевна Знарок — учитель. Но параллельно у нее была и другая профессия, едва ли не самая главная в жизни, — Жена тренера. И не случайно слово «Жена» написано нами с заглавной буквы. Можно быть «просто женой»: накрывать стол к ужину, гладить мужнины рубашки, смотреть мелодрамы, воспитывать детей, а по субботам уезжать в сад и выращивать помидоры. И в этом нет ничего плохого. Жена тренера — это совсем иное. Да, она тоже готовит, стирает, воспитывает, но ее жизнь в чем-то сродни жизни супруги капитана дальнего плавания, потому что разлуки — чаще и длительнее, чем встречи, а тревог, волнений, бессонных ночей вообще не сосчитать. И надо быть всегда начеку, чтобы вовремя успокоить, полечить, накормить, промолчать, где надо, или, наоборот, расспросить и поговорить по душам.
Три девиза.
Мечтала ли Светлана Знарок о такой судьбе?.. Вряд ли. Хотя жизнь как будто специально заранее готовила ее к всевозможным трудностям.
Ей, дочери пограничника, довелось пережить многое: увидеть самое начало войны, спасаться от врага с толпой беженцев, колесить по стране (Украина, Саратов, Туркмения, Курганская область).
Не случайно Светлана Георгиевна сегодня любит повторять: «У меня три девиза — и все из песен: «Мой адрес не дом и не улица», «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути» и «А помирать нам рановато, есть у нас еще дома дела».
Все эти девизы относятся не только к детской, но и к супружеской жизни с недавно ушедшим от нас известным футболистом и тренером Валерием Знарком.
«Давай распишемся!»
Они познакомились на танцах — подающий надежды юноша-спортсмен, прекрасно танцующий вальс, и молоденькая учительница, только что приехавшая после вуза в новый для себя город.
Пять лет длилась их дружба. Пять лет Светлана в любую погоду бежала после работы на стадион — болеть за Валеру, если была игра, или просто наблюдать за его тренировками.
После окончания техникума Валерий служил в Чебаркуле, играл в команде «Звезда», а вернувшись, предложил Светлане: «Давай распишемся!» Несмотря на воскресный день, их сразу расписали, жених подарил невесте колечко, сел в автобус и… уехал на игру.
— Не было свадьбы, — с улыбкой признается Светлана Георгиевна. — Ни белого платья, ни фаты, ни ресторана не было. Но мы были счастливы и прожили вместе ровно 56 с половиной лет и 21 день. Часто ли он бывал дома?.. Нечасто. Зимой играл в хоккей, летом — в футбол. В течение десяти лет по два месяца в году учился в Уфе — вначале в техникуме, затем в филиале института физической культуры имени Лесгафта.
Что ветер для огня.
Есть такое выражение: «Разлука для любви — что ветер для огня: слабую она гасит, а сильную — раздувает». Светлана Знарок подтверждает:
— Да, это точно. Может, благодаря постоянным разлукам мы так долго и прожили. Не успевали друг другу надоесть. Не было скуки, обыденности, серости. Жизнь была — как на вулкане. Я спокойная, а Валера — эмоциональный, взрывной. Придет домой после игры, а я по его поведению уже догадываюсь о результате: «Что-то не то…». Накрою на стол, рюмочку налью. Он молчит — и я молчу, не спрашиваю. И вот когда у него все внутри переболит, начинает рассказывать. Я слушаю, переспрашиваю, уточняю… Выговорится — и полегче ему станет. По молодости так было. С годами стала просить: «Не говори ничего, переживаю я, ночь спать не буду…», а он в ответ: «Света, да кому же я все это скажу, если не тебе?» Ладно, соглашаюсь, говори…
По первому зову.
— Я всегда жила его интересами — и это было важнее, чем все остальное, — продолжила Светлана Георгиевна. — Если случались неудачи (а в спорте без них не бывает), он не спал ночами. Я покупала для него массажеры, в Троицу приносила из церкви траву и набивала ею подушки. Постоянные волнения и тревоги привели к тому, что у Валеры заболел желудок. Я собирала в лесу подорожник, отжимала, смешивала с медом и поила мужа. Или заставляла выпить белок свежих яиц. Или терла картошку и давала ему картофельный сок. Однажды он уехал на сборы в Среднюю Азию и позвонил оттуда: «Язва открылась…». Я без лишних слов собрала кастрюли, терку, картошку, электроплитку, взвалила сумку на плечи — и поехала лечить. Лечила его всю жизнь.
— Ездить по первому зову приходилось часто, — продолжила Светлана Георгиевна. — Работал Валера в Аше: лето кончается — везу ему зимние вещи, забираю летние. Работал в Оренбурге — ездила с плиткой и кас-
трюлями в гостиницу, чтобы покормить его. Однажды позвонил из Тагила (тренировал там команду): «Света, приеду на три дня, хочу борщ, уху и гороховый суп!» Приехал — а у меня все уже сварено.
Это про меня.
Небольшое лирическое отступление. После того, как Валерия Петровича не стало, Светлана Георгиевна по настоянию детей пришла в клинику лечить больные суставы. Осматривая пациентку, доктор припомнил старый анекдот: «Пошел муж кросс сдавать, а жена вместе с ним. Он бежит — она рядом: то пот со лба ему вытрет, то водички подаст, то бутерброд…».
«Это про меня, — кивнула в ответ врачу Светлана. — Я его любила и старалась всегда быть рядом с ним».
Суп без любви.
Говорим сегодня о Светлане Знарок как о Жене тренера. Но ведь Светлана Георгиевна мать двух замечательных сыновей, известных спортсменов и тренеров – Игоря и Олега. Кстати, Олег Знарок в качестве главного тренера сборной России становился чемпионом мира 2014 года и олимпийским чемпионом 2018-го.
— Все трое — и радость моя великая, и переживания мои бесконечные, — говорит Светлана. — Трудна жизнь спортсменов, но не менее тяжело их женам и матерям. Не было ни разу, чтобы я своих мужчин не проводила на игры — будь то два часа ночи или пять часов утра. А когда они возвращались, обязательно встречала, накрывала праздничный стол. Вкусно накормить — это вообще закон для меня. Видя, с каким удовольствием ест Валера мою стряпню, понимала, что ему нравится, хотя он сам никогда в этом не признавался. Впрочем, нет… Однажды, прожив
47 лет в браке, он попробовал за обедом суп и вдруг сказал: «Света, а ты сегодня сварила суп без любви…».
Земная жена не хуже!
Спорт — понятие жесткое, слабых беспощадно бьет и ломает. Не каждый такое выдержит. А Валерий Знарок выдержал и многого добился — не только благодаря собственной воле и характеру, но и благодаря жене, которая смогла стать надежным тылом, боевой подругой, заботливой матерью, любящей супругой. Знающие Светлану Георгиевну люди говорят: «Трудно найти жену, которая бы так же растворялась в своем муже».
— Да, была у меня и своя работа, но главным оставался муж, а позже и дети, — говорит Светлана Знарок. — Всегда поддерживала. Всегда ждала. Всегда переживала. Всегда заботилась.
В то же время он был мудрее и взрослее меня, все решения в семье принимал сам. И я точно знала, что могу на него опереться. Как-то мне в шутку сказали: «Из вас получилась бы хорошая морская жена!», на что я тут же ответила: «А из меня и земная жена неплохая вышла!»
Таков закон!
Когда Светлану Георгиевну спрашивают: «Не жалеете, что все эти годы могли бы прожить спокойно и тихо в свое удовольствие?», она твердо отвечает:
— Никогда! У меня очень насыщенная событиями жизнь. Благодаря мужу везде побывала, многое повидала, с интересными людьми общалась. И вывела для себя закон крепкой, счастливой семьи: жениться только по любви! Уважать интересы супруга, всецело доверять ему, поддерживать его во всех начинаниях и жить с ним одной идеей — идеей победы!
фото из архива Светланы Знарок