Как миасцы нарушали закон и что им за это было.
Солгал!
Уголовные дела — чтиво тяжелое и печальное. Но среди них вдруг попалось одно, вызвавшее улыбку.
Из постановления о возбуждении следственного дела: «27 декабря 1945 года из кабинета директора клуба МНЗ в 23:30 неизвестный гражданин в военной форме, назвавшись госавтоинспектором милиции, позвонил по телефону в Миасский горисполком председателю Шатохину и заявил, что в районе г. Миасса вынужденно приземлился самолет «Дуглас». Из него вышли пилот и бортмеханик и пошли по направлению к городу. Один пассажир остался в самолете. После этого неизвестный гражданин скрылся. По инициативе председателя горсовета немедленно был выслан наряд из горотдела милиции и граждан на поиски самолета. Самолет не был обнаружен. Проверка установила, что неизвестный из хулиганских побуждений сделал ложное сообщение о вражеском
самолете и его экипаже».
В ватных брюках и пимах.
В ходе допроса музыкант клуба МНЗ Иван Чучев рассказал: «Примерно в 11м часу я зашел в кабинет директора клуба, стал закуривать. Туда же зашел неизвестный мне гражданин выше среднего роста, одет в серый полушубок, подпоясан комсоставским ремнем, в ватных брюках серого цвета, в серых пимах. Он подошел к столу и спросил: «Можно от вас позвонить?» Я ответил: «Можно!» Он позвонил на телефонную станцию, чтото спросил, а потом стал просить соединить его с дежурным горисполкома и сказал: «Мне нужно узнать, имеются ли у вас сведения, что приземлился самолет и из него ушли летчики, один из них — капитан. У вас такие сведения должны быть!» У него спросили имя и фамилию, и он ответил: «Я являюсь автоинспектором из Челябинска, фамилия Васильчук». После этого сказал, что когда придут люди с самолета, то, мол, сообщить ему в клуб МНЗ. Положил трубку, попросил у меня бумажки закурить, закурил. В это время в кабинет зашел директор и сделал нам замечание. Гражданин вежливо извинился и попросил директора позвать его, когда ему позвонят из горисполкома. Я, говорит, буду находиться в фойе. Представился директору и вышел. Я ему предлагал обождать в кабинете, но он отказался: «Благодарю, но я пойду в зало и посмотрю, как танцуют». После этого
я его не видел».
Петров, шофер…
Музыкант Михаил Иванович Кузнецов подтвердил показания коллеги, а директор клуба МНЗ Алексей Оленных уточнил: «Автоинспектор сообщил председателю горисполкома Шатохину, будто около пруда сел двухмоторный самолет «Дуглас» и что летчиков в самолете нет. И что будто бы в Челябинске этому самолету посадку не дали и стали преследовать его в воздухе — два или один самолет. Но «Дуглас» оторвался от преследователей и приземлился в Миассе».
На следующий день липового «автоинспектора» задержали в кинотеатре «Энергия» на вечернем сеансе. Им оказался Алексей Иванович Петров, 1916 года рождения, шофер.
Под хмельком.
Объясняя свой поступок, хулиган рассказал (цитируем протокол): «Находясь в Миассе в командировке вместе с заместителем управления Облместснабсбыта т. Парфентьевым для получения одного мотора
ЗиС5 в сборе, я проживал на улице Свердловской, напротив редакции «Миасский рабочий», в белом каменном доме на нижнем этаже.
Вечером 27го декабря, после приезда с УралЗиСа, я пошел гулять по городу, с собою было вино. Я его выпил на улице, а перед этим граммов 100 выпил дома. И в таком хмельном состоянии шел мимо клуба. Увидел, что в клубе танцы, и решил позвонить оттуда своей знакомой, работающей в детском саду по улице Октябрьской».
«Охватило чувство величия…»
«Попросил у телефонистки номер детского сада, — продолжал «автоинспектор». — В этот момент в телефонной трубке услышал женский голос: «Горисполком!» Я спросил: «Кто говорит?» Она ответила: «Дежурная горисполкома». Меня охватило чувство какогото величия, что я в одежде военного, близкого по форме к летному составу. И я заявил: «На пруду сел двухмоторный «Дуглас», прошу, когда пилоты придут к вам, перезвонить
мне в рабочий клуб!».
Дежурная тут же соединила меня с председателем. И я, не бросая трубку, свое заявление повторил. После разговора я с присутствующими в кабинете людьми закурил, вышел из клуба и пошел к себе на квартиру. Будучи уличенным, сначала отрицал тот факт, что был в клубе, а теперь решил признаться, что сделал глупость…».
Суд приговорил хулигана к двум годам лишения свободы. Судебная коллегия поменяла меру наказания на год тюремного заключения в Атлянской трудовой колонии.
Кстати.
В попытках хоть както выйти на ИТЛ13 (пос. Лесной, материал «МР» № 88 от 6.12.2018 г.) обнаружила в интернете любопытную информацию, собранную преподавателем кафедры экономики отраслей и рынков ЧелГУ И. В. Евсеевым.
Все учреждения ГУГБ (Главного Управления Госбезопасности) НКВД были разбиты по «кустовой» принадлежности. Всего было четыре «куста» УИТЛК (управления исправительнотрудовых лагерей и колоний) по Челябинской области.
Основным, центральным, «кустом» считались учреждения «Челябметаллургстроя», сосредоточенные около Челябинска.
Северный «куст» был сосредоточен вокруг Кузнецкого ИТЛ11. Южный «куст» располагался у Магнитогорска и ориентирован был на Магнитогорский металлургический комбинат. Западный «куст» был рассредоточен по подразделениям бывшего «Бакаллага» в Златоусте, Миассе, Юрюзани, КатавИвановске.
Каждый «куст» имел в основе своей лагерь или тюрьму, а от них во все стороны хозяйственного направления распространялись отделения, ИТК, спецпоселки и спецкомендатуры. В «кусте», как правило, были представлены все виды исправительнотрудовых учреждений, за исключением тюрем.
Из ИТК (исправительнотрудовых колоний) людей, способных к труду, передавали в лагерь (ИТЛ) или лагерное отделение, а нетрудоспособных — обратно в ИТК для оценки их трудопригодности и приведения в ГУЛАГовскую норму».
Можно ли из всего этого сделать вывод, что ИТЛ13 (будущий поселок Лесной) входил в состав западного «куста»?..
Честно — не знаю. Это только догадки.Но если ктото поможет пролить свет на ИТЛ13 — будем очень благодарны.