Завершаем рассказ о Петре Краме — уникальном человеке, прожившем интересную, насыщенную событиями жизнь длиной почти в 85 лет и оставившем неизгладимый след в культурной жизни нашего города.
Из Москвы в спецвагоне.
«Оборудование для сцены достал в Грузии, — вспоминал Пётр Семёнович. — Уникальную люстру выпросил у директора Московского ГУМа. Стоила она 7,5 тысяч рублей (деньги по тем временам огромные!)Весила 1,5 тонны, имела 100 светильников. В Миасс люстру везли в спецвагоне — и ничего не разбили».
В еще не сданном Дворце прошли первые концерты для строителей.
Песню «Уральские вездеходы» в исполнении народного хора под руководством Анатолия Швидя слушал в дворцовском зале, где еще не до конца выветрился запах краски, режиссер Сергей Герасимов — и взял в фильм «Журналист» и хор, и песню.
«Как живешь, дорогой?»
Старожилы Миасса до сих пор удивляются, каким образом удавалось Петру Семеновичу заманивать в Миасс таких всенародно любимых «звезд», как Иван Переверзев, Николай Рыбников, Муслим Магомаев, Марк Бернес, Борис Андреев, Алла Ларионова, Ольга Воронец, Махмуд Эсамбаев, Евгений Матвеев, Сергей Филиппов, Клавдия Шульженко и других знаменитостей.
Вот только один пример. Клавдия Шульженко приехала в Челябинск с одним концертом и немедленно должна была выезжать в Омск на следующее выступление. Пётр Семёнович пытался уговорить ее поехать в Миасс, но певица была непреклонна: «Разрешение может дать только директор «Союзконцерта» Гаприндашвили!»
Гаприндашвили?.. Крам тут же бросился звонить директору автозавода Александру Рухадзе. Тот, сразу смекнув, в чем дело, немедленно снял телефонную трубку, набрал номер: «Гаприндашвили?.. Это я, Рухадзе. Как живешь, дорогой?..»
И Клавдия Шульженко спела в Миассе!
Лично встречал и провожал.
Было время, когда Пётр Семёнович в любой театр страны входил, как к себе домой. Ему довелось общаться с Павлом Кадочниковым, Аллой Пугачевой, Михаилом Царёвым, Олегом Ефремовым, Надеждой Румянцевой, Марией Кодряну, Аллой Соленковой (лирикоколоратурное сопрано) и другими звездами кино, эстрады и театра, находящимися на пике популярности. Почти всегда он сам лично встречал и провожал знаменитостей.
Культурная жизнь города при Петре Семёновиче кипела, бурлила и прямотаки била через край. Самодеятельный театр, более 30 хоров, танцевальный ансамбль, эстрадный и духовой оркестры, татаробашкирский коллектив, акробаты, любительская студия документальных фильмов, клубы нумизматов и филателистов, лектории, фотостудии — «Папа Крам» умел находить таланты везде и, найдя, привлекать их во Дворец.
В числе ведущих.
Карьера Петра Семеновича складывалась удачно: депутат городского совета; заведующий отделом культуры; получение ордена «Знак Почета» (1976 год); директор Челябинской областной филармонии (19701976 год), которую он за четыре месяца вытащил из долговой ямы и вывел в число ведущих учреждений искусства.
Именно при нем «родились» музыкальные коллективы, прославившие Челябинскую область на всю страну и даже на весь мир — ВИА «Ариэль», семейный ансамбль танца «Уральская скоморошина», джазоркестр «Уральский диксиленд».
А в целом за шесть лет пребывания в должности руководителя областной филармонии Крамом было создано 12 (!) новых творческих коллективов и организован музыкальный лекторий филармонии как филиал областного университета музыкального воспитания молодежи.
Считал второй родиной.
Вообще Петр Семенович Крам был человеком широчайших интересов и способностей: писал статьи в прессу о состоянии дел в искусстве и культуре; был членом президиума Хорового общества Челябинска, членом областного комитета защиты мира, коллегии областного управления культуры, делегатом столичных профессиональных конференций.
В 1987 году Петр Семенович был удостоен звания «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Став пенсионером, вернулся в Миасс, который считал своей второй родиной.
В 2001 году Петра Семёновича не стало.
фото из Миасского краеведческого музея