Пётр Семёнович Крам… Это имя время от времени попадалось на глаза — то в чьих-то воспоминаниях, то в архивных документах.
А потом мне «подарили» целую россыпь ретро-фотографий, где были изображены известные мастера советского кино, знаменитые певцы и танцоры. И почти всегда рядом с ними стоял улыбчивый темноволосый мужчина крепкого телосложения…
Почему-то подумалось: «Уж не Крам ли это?» Оказалось — да, это он, Пётр Семёнович Крам. Заинтересовалась…
И в который раз убедилась: миасская земля не только сама щедро рождала таланты, но и отовсюду притягивала к себе невероятно талантливых, самобытных, уникальных людей.
Везде был «своим».
Пётр Крам — не наш земляк, его родина — украинский город Луцк Волынской области.
Петр рос эмоциональным, любознательным, был развит не по годам. И еще ему необыкновенно повезло с родственниками. Четверо его двоюродных братьев закончили консерваторию, создали свой ансамбль и репетировали в родительском доме, где, сидя на диване, за ними внимательно наблюдал мальчик Петя. Они, кстати, и дали младшему кузену первые уроки музыкальной грамоты.
Дядя Петра был театральным парикмахером. Любознательный племянник бывал в театре каждый вечер, смотрел абсолютно все спектакли, был «своим» и в гримерке, и за кулисами, разбирался во всех тонкостях драматического и гримерного искусства. При этом исправно посещал гимназию, свободно изъяснялся на шести языках (идиш, иврит, немецкий, польский, русский, украинский).
Больше никакого образования, помимо гимназического, получить не удалось: в Луцке, который с 1933 года принадлежал Польше, евреев в институты не принимали.
Нет вам доверия!
В 1939 году Пётр Крам — кадровый солдат 8-го польского полка легионеров, расквартированного в Люблине.
Приход в Польшу советских войск определил дальнейшую судьбу юноши. Он становится гражданином СССР, возвращается в родной Луцк.
Война заставила Петра Крама влиться в ряды защитников Отечества. С тяжелыми боями, неся большие потери, их часть отступала до Киева. Здесь бойцы-«западники» услышали от командования следующий приговор: «Доверия вам нет, отправляйтесь в тыл!»
И отправили «западников» на Южный Урал, где в составе 738 строительного батальона довелось им возводить челябинский «Сельмаш».
Хлеб, масло, водка.
В начале 1944 года, начальство, оценившее по достоинству культурно-организаторские способности Крама, дало ему задание: «Скоро приедет командование. Готовьте самодеятельность!»
Нашел Пётр среди стройбатовцев скрипача, гитариста, ударника, чтеца, на выделенные ему 35 тысяч рублей закупил музыкальные инструменты и начал готовить первую концертную программу.
И вот приехало командование. Батальон собрали в только что отстроенном при заводе «Сельмаш» клубе. Политрук трясся от страха за кулисами: вдруг ничего не получится?.. Но тут кларнет и труба заиграли «Легко на сердце от песни веселой», к ним немедленно присоединились другие инструменты, один за другим пошли концертные номера, вызывавшие бурю аплодисментов.
С этого момента каждое воскресенье в клубе солдатам показывали обновленную программу.
А когда Крам наладил связи с Челябинским драмтеатром, артисты стали еженедельно выступать в клубе с платными концертами — и были чрезвычайно довольны, так как после выступления оголодавших служителей Мельпомены вели в столовую и выставляли на столы хлеб с маслом и… водку.
Клуб или барак?
После Победы бойцы стройбатальона разъехались по домам, а Петру Семёновичу ехать было некуда — вся его родня погибла от рук гитлеровцев.
В отделе кадров ему посоветовали попытать счастья в Миассе — там требовался директор клуба строителей. И поехал Крам в Миасс…
Клуб строителей оказался обычным бараком (правда, с залом на 300 мест), затерявшимся среди подобных ему строений на пересечении улиц Романенко и Орловской. В здании клуба директора-новичка встретила одна-единственная участница самодеятельности Катя Гончарова.
Крам начал с того, что восстановил прежние театральные связи в областной столице — и по понедельникам, когда в Челябинском драмтеатре выходной, актеры стали давать спектакли в Миассе.
Продолжение следует…
фото из архива Миасского краеведческого музея