Продолжаем рассказ о самобытном, ярком, талантливом человеке Петре Краме, поднявшем самодеятельность и культуру Миасса на небывалую высоту (часть вторая). (Часть первая)
С заботой о подопечных
Пётр Семёнович сумел привлечь в клуб заводчан — участников самодеятельности и режиссеров. И клуб быстро встал на ноги, заявил о себе, начал активно принимать участие в городских мероприятиях. Знающие его люди рас- сказывали, как трогательно относился директор к своим подопечным — музыкантам, танцорам, певцам: и в общежитие устроит, и талоны на питание раздобудет, и сапоги в починку отнесет… Не случайно прилепилось к нему прозвище «Папа Крам». Автозаводцы, видя успехи самодеятельности клуба строителей, забеспокоились и стали требовать, чтобы этого, как сейчас бы сказали, «эффективного менеджера» отдали им. И добились-таки своего — Крама перевели директором в клуб автозаводцев, находившийся в парке.
Рук не опустил
С большой натяжкой можно было назвать «клубом» деревянное здание с земляным полом и одной комнатой для репетиций. У кого другого, возможно, опустились бы руки. Но только не у Петра Семёновича. Вместе с заместителем Петром Дмитриевичем
Храмцовым Крам нашел выход: Храмцов набросал проект и привлек к его исполнению строителей из исправительно-трудовой
колонии. Появилось у клуба семь репетиционных помещений — и коллективы тут же начали заниматься… «Это было время, когда люди жадно тянулись к искусству и культуре, — вспоминал позже Пётр Семёнович. — От желающих заниматься в кружках не было отбоя. Вечера отдыха, лекции, концерты собирали полные залы. Пользовались популярностью и массовые праздники…».
ИЗО, театр, опера
Видя, что среди миас- цев есть художники-самоучки, Пётр Семёнович решил организовать для них художественную студию. В Миассе подобного еще не было. Найти знающего, опытного, увлеченного руко-водителя в своем городе не удалось. Руководитель изостудии Дворца культуры ЧТЗ, заслуженный деятель искусств РСФСР Селиверст Блажевич посоветовал Краму пригласить Евгения Васильевича Никольского, который в то время работал на ЧТЗ и жил в Челябинске. На руку сыграло и то обстоятельство, что Вера Абрамовна Никольская, супруга художника, согласилась работать
концертмейстером. По просьбе Крама руководство завода выделило квартиру Никольским. Изостудия начала работать. Виктор Александрович Зотеев стал руководить детским художественным объединением. Певица, режиссер, хормейстер Софья Артуровна Манн поставила оперу П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в теа- тральном (не в концертном!) исполнении, которую даже возили в область. В клубе появился и свой театр, впоследствии получивший звание народного. Его режиссером стал выпускник студии Малого театра Григорий Сергеев. Поставленные им спектакли «Последняя жертва», «Два капитана», «Тайна
исповеди», «Гроза» имели большой успех у публики. Вскоре клуб в парке перерос свои рамки и стал гордо именоваться Домом
культуры.
И снова перестройка!
А на открытом воздухе, в парке, стараниями Крама появился еще и летний театр — с ограждениями, сценой, скамейками для зрителей, киноаппаратурой. Гастролеры приезжали в провинциальный городок один за другим: театр имени Ермоловой, диктор Юрий Левитан, именитые актеры и ансамбли… А старый клуб потихоньку дряхлел и становился все теснее и теснее для рвущейся к искусству публики. И пришел черед очередной перестройке. С согласия директора автозавода Александра Андерса на месте обветшавшего бревенчато-дощатого сооружения построили но- вое, двухэтажное, кирпичное здание с множеством комнат и просторным залом, подобного которому в городе не было. Но и этого было недостаточно!..
На картофельном поле
В это самое время в центре Октябрьского поселка потихоньку зарастал сор- няками фундамент когда-то заложенного и по неизвестной причине законсервированного Дворца культуры. Горожане, правда, не терялись и сажали внутри фундамента картошку. Надо было что-то делать с недостроем. Поехал Крам и нашел хороший проект ДК металлургов, открыв- шегося в 1957 году. По его просьбе проект слегка доработали: убрали лепные украшения (в это время как раз набирала силу борьба с архитектурными излишествами) и «пририсовали» цокольный этаж (для буфета и занятий спортсменов и фотолюбителей). На возобновленном строительстве Дворца работали лучшие каменщики и отделочники. Крам же в это время мотался по стране, добывая оборудование, кресла, люстры…
Окончание следует…