Река Миасс, давшая имя нашему городу, — как мы относимся к ней? Уважаем ли, ценим ли, благодарим?.. Увы, много обидных, даже оскорбительных слов слышат ее воды из года в год.
«Мы ехали и любовались…»
Когда видишь неспешное летнее течение реки Миасс в районе Шадринского моста, когда наблюдаешь, как засорены и изгажены ее берега в районе военкомата, жалость и досада поднимаются в душе. Не всегда она была такой, наша речка… Да она и сейчас не везде такая!
Зарождаясь на склонах хребта Нурали на высоте 700 метров над уровнем моря как маленький ручеек, в своем верхнем течении Миасс отличается быстрым потоком и хорошим качеством воды, которую можно использовать для питья. Но, продвигаясь по уральской земле, она вбирает в себя большое количество стоков различных предприятий и утрачивает кристальную чистоту.
Красотой реки Миасс восхищался писатель Дмитрий МаминСибиряк в путевых заметках «По Зауралью»:
«Именно здесь начинался Южный Урал, и быстрый Мияс являлся его самой живой артерией, образуя прелестнейшую горную долину, какой нам еще не случалось видеть до сих пор: дорога шла прямо черноземом, по сторонам пестрым ковром расстилались настоящие башкирские пастбища, где сейчас трава была по пояс, тут же мелькали березовые рощи, отдельно стоявшие сосны и перелески. Извилистое течение Мияса все было затянуто вербой, так что воду можно было видеть только по излучинам».
И далее: «…мы ехали и любовались. Быстрый Мияс разливался все шире, принимая в себя бойкие горные речонки; березовые рощи сменялись сосняком, Ильменские горы шли синеватыми увалами слева, а справа высился Южный Урал».
«Водились даже раки…»
А вот как описывал речку своего детства миасский писатель Борис Миронов в книге «Война была еще вчера»:
«Воды реки Миасс, заполнив огромное, в несколько километров длиной водохранилище, называемое городским прудом, низвергаются через плотину и падают с высоты в несколько метров в каменную ложбину между гор, а потом уносятся по узкому коридору в долину. С правой стороны — отвесная стена Чашковского хребта, с левой — высокий берег с крепким забором, за которым разместился напилочный завод.
Речка была на редкость рыбной, и народ в больших количествах ловил чебаков, окуней, щук, пескарей, вьюнов, линей, карасей и налимов. Водились даже раки, которые, как известно, живут только в чистой воде. Крупных налимов пацаны вытаскивали прямо изпод камней, по которым перебегали речку. Под камнями были их норы. А в 50-е годы, как говорят старожилы, напилочный завод стал сбрасывать в реку растворы серной кислоты, щелочь и окалину из термических цехов. Понадобился всего месяц, чтобы покончить с рыбным изобилием…».
В Сибирь!
Мы с вами видим маленький кусочек реки — и пытаемся составить о ней такое же маленькое, полное презрения мнения.
И забываем (или не знаем?), что Миасс — главная и самая протяженная водная магистраль Челябинской области. Ее длина — 658 километров, что превышает длину Исети, самым крупным (правым) притоком которой является наша река.
И уж если продолжить дальше географическую цепочку (МиассИсетьТоболИртышОбьКарское море), то получится, как остроумно подметил Борис Миронов, что щепка, брошенная ниже плотины городского пруда, вполне может оказаться в Северном Ледовитом океане.
Спасет от жажды.
Начиная от истоков, река зарегулирована плотинами, которые перемежаются с раскопанными драгой котлованами и небольшими озерами.
Первое серьезное водохранилище — Миасский пруд. Далее, на северной оконечности Ильменского хребта, устроено еще одно водохранилище, Аргазинское, — это самый большой водоем на Южном Урале, резервный источник водоснабжения Челябинска (благодаря запасу воды, содержащемуся в нем, если пересохнет река Миасс, Челябинск будет обеспечен водой еще на два года.).
Следующее водохранилище на реке Миассе — Шершневское, уже в черте Челябинска, и используется оно для водоснабжения столицы Южного Урала. В центре Челябинска Миасс подпружен и разливается на ширину около трехсот метров.
Первое серьезное водохранилище на реке Миасс — городской пруд.
Река Миасс начинается на склонах хребта Нурали на высоте 700 метров над уровнем моря как маленький ручеек…