3 июля 1941 года, в момент оглушительного поражения на всех фронтах, Сталин впервые за двенадцать дней войны воззвал к народу. Те, кто слышал это выступление, запомнили не только сакраментальное «Братья и сестры!.. К вам обращаюсь я, друзья мои», но и то, как слышно было позвякивание стакана, когда он пил воду. Именно после этого обращения в оборот вошло словосочетание «Великая Отечественная война», причем в тексте слова «великая» и «отечественная» употреблены раздельно.
Тот факт, что Сталин не обратился к народу немедленно после начала войны, сразу вызвал у некоторых недоумение. Распространено мнение, что Сталин в начальный период войны постоянно или в течение длительного периода пребывал в подавленном состоянии или в прострации. По воспоминаниям Молотова, Сталин не хотел высказывать свою позицию немедленно, в условиях, когда еще мало что было понятно.
Выступление Сталина оформило реакцию советского народа на факт начала войны с Германией в ее конструктивном ключе (желание дать отпор врагу, разбираться с возникающими трудностями), принявшую более устойчивый и организованный характер.
Речь наметила новые ориентиры пропагандистской работы. Ранее насаждалось представление, что война будет вестись на чужой территории и малой кровью; теперь надо было объяснить, почему события развиваются не так, чему также и служило данное выступление.
Фото с сайта: img-fotki.yandex.ru