Волонтеры ищут могилу летчика Анатолия Шубина, погибшего на Таганае.
79 лет назад на склоне горы Шабаш разбился учебный самолет ДБ‑3, летевший из Челябинска. Погиб экипаж из четырех человек. Обнаружить удалось только тело командира, но место его захоронения неизвестно.
Авария в горах
В июле Анатолию Григорьевичу Шубину исполнился бы 101 год. Это вполне вероятно — среди ветеранов Великой Отечественной есть долгожители. Но век Толи Шубина, летчика-инструктора ЧВВАКУШ, оказался коротким. 12 августа 1944 года, ранним субботним утром, он разбился на Малом Таганае, едва отметив свое 22-летие.
Об аварии на склоне горы Шабаш написано немало, однако до сих пор ее обстоятельства точно не установлены. Краевед Александр Козлов в книге «Роковые скалы Таганая» приводит воспоминания своей бабушки и тетки, которые летом сорок четвертого в лесу наткнулись на обломки самолета. А потом увидели под большим камнем тело летчика: «Лицо чистое, а кисти рук обожженные, сплошной волдырь…».
Это и был молодой лейтенант Шубин Анатолий Григорьевич, уроженец города Ирбит Свердловской области, комсомолец, добровольно вступивший в ряды Красной Армии в 1941 году.
Вместе со своим командиром погиб весь экипаж: 20-летний младший лейтенант Каюров Леонид Иванович, старший сержант Рязанов Михаил Егорович и курсант Саттаров Фарит Рахимзянович — обоим было по 19 лет.
Что же произошло утром 12 августа? Ведь, как принято считать, это был обычный учебный вылет. Можно только предполагать, что причиной крушения самолета «стал взрыв, которым двигатель отбросило на камни восточного склона, а основная часть корпуса упала на западный склон».
Такую версию выдвигает краевед Козлов в своей книге. Эксперты ее поддерживают, поясняя, что бомбардировщик ДБ-3 к 1944 году морально устарел и, скорее всего, находился не в лучшем состоянии. Потому и был списан в учебный полк — для тренировок будущих пилотов. Специалисты добавляют, что катастрофа, по-видимому, была страшной: самолет буквально разорвало на части. На это указывает расположение фрагментов.
Обломки и обелиски
Следы катастрофы на Малом Таганае в разное время находили и поисковики, и обычные туристы. К 2015 году участниками челябинских экспедиций были обнаружены все обломки бомбардировщика. Часть их передали в ЧВВАКУШ. Однако еще в 2016 году крупные фрагменты оставались в горах. Была даже идея сделать музей под открытым небом, но реализация показалась слишком трудоемкой, и за нее никто не взялся.
В 2013 году участники проекта «Таинственный Урал» установили на вершине горы Шабаш солдатский памятник — треногу со звездой и мемориальной табличкой, где указаны фамилии погибших парней. До этого никакого упоминания об экипаже ДБ-З на месте катастрофы не было. И по сей день скромный обелиск остается здесь единственным.
Увы, не все с таким уважением относятся к памяти ребят, чья жизнь трагически оборвалась на Таганае в августе 1944-го. Обломки бомбардировщика, разбившегося почти 80 лет назад, — ценные трофеи для любого поисковика. Поэтому многие до сих пор сосредоточены только на них. С сожалением приходится признать, что погибший экипаж у большинства искателей такого интереса не вызывает.
Жил такой парень
Однако нашлись люди, которые близко к сердцу приняли судьбы курсантов и их командира. Это Роза Фаттахова и Светлана Кленова. Себя они называют поисковиками Челябинской области, но ни к одному зарегистрированному региональному отряду не принадлежат. Действуют по зову сердца, по крупицам собирая сведения о тех, кто не вернулся с боевых или учебных заданий.
По словам Светланы Кленовой, в семьях ребят из погибшего экипажа никто не знал о судьбе близких. Курсанта Фарита Саттарова родственники долгое время считали пропавшим без вести. Семья штурмана Леонида Каюрова тоже узнала о месте его гибели только в 2015 году.
Именно Светлана и Роза в своих поисках обнаружили, что могила Анатолия Шубина до сих пор не известна. В официальных документах местом захоронения летчика значится кладбище Сорочья гора в Златоусте. Однако его сотрудники утверждают: такой могилы там нет.
Роза и Светлана разыскали родственников летчика — они живут в Екатеринбурге. Очень хотели бы приехать почтить память близкого человека, возложить цветы, но куда?
— Поисковики встречают много удивительных случаев, — говорит Роза Фаттахова. — Есть примеры, когда в годы войны люди находили погибших солдат и хоронили рядом с близкими, в одной оградке. Может быть, и нашего Толю Шубина кто-то подзахоронил к своим, ухаживал за могилой…
От родственников Анатолия Григорьевича поисковики узнали, каким он был. Мужественный, честный, ответственный командир — всегда думал о своих ребятах. Способностей и целеустремленности лейтенанту Шубину тоже было не занимать.
— Родственники говорят: если бы выжил, обязательно полетел бы в космос, стал бы вторым Гагариным,— улыбается Роза.
В начале октября, в день основания училища, в ЧВВАКУШ торжественно откроют Стену памяти в честь летчиков-инструкторов и курсантов, погибших в годы Великой Отечественной войны при исполнении служебного долга. Всего там будет 13 имен.
Из Курганской области приедут родственники Михаила Рязанова, из Башкортостана — близкие Фарита Саттарова, из Москвы прилетят родные Леонида Каюрова. И обязательно прибудут из соседнего Екатеринбурга те, кому дорога память Анатолия Шубина. Хотелось бы, чтобы они смогли поклониться месту, где покоится далекий родной человек.
Просим откликнуться!
Есть у поисковиков одна зацепка, которая может помочь найти могилу лейтенанта Анатолия Шубина. Или хотя бы тех, кто что-то о ней знает.
— Как-то нам позвонила женщина из Златоуста и рассказала, что в детстве училась в Миассе, в школе-интернате №20, которая находилась в поселке Строителей. У них был пионерский отряд имени Шубина, а в качестве поощрения за успехи в учебе или спорте учеников водили на Таганай, — рассказывает Роза Фаттахова. — Мы так обрадовались и растерялись, что даже координат этой женщины не записали…
Теперь найти следы пионерского отряда, который носил имя летчика, не так просто. Настоящая школа №20 в поселке Строителей совсем новая, а 27-й, которая работала там с 1956 года, больше не существует.
— Единственная надежда на то, что откликнется кто-нибудь из бывших учеников или педагогов школы, где был отряд имени Шубина, — говорит Роза. — Это очень поможет в наших поисках.
«Миасский рабочий» присоединяется к просьбе поисковиков. Вместе мы сохраним память о лейтенанте Анатолии Григорьевиче Шубине и событиях далекой войны, которые 79 лет назад прошли совсем рядом с нами.
Контакты Розы Фаттаховой и Светланы Кленовой есть в нашей редакции.