21 июня 1872 года в Москве прошла торжественная церемония «ввода в эксплуатацию» первой конно-железной дороги или попросту конки.
За две недели до открытия грандиозной Политехнической выставки власти спохватились: как перевозить такое огромное количество гостей?
Трасса была проложена в рекордно короткие сроки — за месяц. Ну, а 21-го числа на глазах «главного приемщика» (императора) 30 человек железнодорожной команды быстро состыковали рельсы и забили костыли в последние несколько метров полотна.
Александру II новый вид транспорта понравился чрезвычайно. Вагоны (их тогда называли «каретами») прекрасно смотрелись — с изящной отделкой, двухэтажные. Цены были весьма умеренными: 10 копеек за поездку внизу и пятачок за путешествие «на ветру», то есть на втором этаже вагона. Правда, дамам на открытой верхней площадке ездить возбранялось.
Управлялась конка кучером (вагоновожатым) и кондуктором, эти должности могли занимать только мужчины, поскольку работа была очень сложной.
Сидел кучер на небольшой площадке, в одной руке у него были вожжи и кнут, а другая всегда лежала на рычаге ручного тормоза. Кроме того, кучер должен был расчищать дорогу от зевак, звоня в колокол, дергая за шнурок. Звонил колокол довольно часто – люди переходили дорогу в любом понравившемся месте, а пьяные нередко сами лезли под вагон.
В обязанности кондуктора входило продавать билеты пассажирам, также давать сигналы для отправления и остановки конки. Если спуск был довольно крутым, то в торможении вагона принимал участие и кондуктор.
Конки начинали работу в 7-8 часов утра и работали 4-5 часов. Скорость конки не превышала 12 км/час.
В прессе отмечалось, что для москвичей конка – это, скорее, развлечение, а не средство передвижения: «Вагоны железной дороги переполнены публикой, по преимуществу едущей просто ради любопытства, посмотреть, как это ездят по таким дорогам», — отмечал журналист «Русских ведомостей».
Кроме двухэтажных, в Москве существовали и одноэтажные конки: «В вагоне пять поперечных скамеек, каждая из которых на четыре пассажира. Скамейки имеют откидные спинки, которые легко приподнимаются. Пассажиры сидят в вагоне лицом вперед, когда же вагону нужно дать задний ход и перевести лошадей на противоположную сторону для обратного движения, спинки у сидений откидываются и вместе с тем вагон получает прежний вид, то есть пассажиры по-прежнему садятся лицом вперед. В случае если две скамейки будут заняты знакомыми, стоит только откинуть спинку у одной из скамеек, и пассажиры получают возможность сидеть лицом друг к другу. По обеим сторонам скамеек — платформы для пассажиров, которые найдут удобным ехать стоя».