Валентине Пихтовниковой исполнилось 90 лет. Сорок из них она проработала в энергопроизводстве автозавода. С юбилеем ветерана поздравили представители АО «ЭнСер» (ГК «ЕвроСибЭнерго»).
Гостей Валентина Федоровна встретила радушно и за чаем рассказала о своей долгой и непростой жизни.
Отец — «путешественник»
— Я родилась в Сибири, — с улыбкой говорит она, — в городе Топки нынешней Кемеровской области. Отец у меня был «путешественник», в конце 20х участвовал в строительстве ТуркестаноСибирской железной дороги, после завершения которого мы вернулись в Сибирь, жили в Новокузнецке. Потом отец завербовался на строительство БеломорскоБалтийского канала, через всю страну поехали туда.
В память пятилетней Вали навсегда врезались белые ночи на Белом море, приливы-отливы, походы с сестрами в лес за грибами-ягодами. Но мама такой кочевой жизни не выдержала и уехала к своим родителям, в деревню Листвянка, на родину второго летчика-космонавта СССР Алексея Леонова. Но до того знаменательного полета было еще далеко: на дворе была середина 30-х.
Первый выпуск
В школу Валентина пошла в Кемерово, было ей тогда почти девять лет, и семья к тому времени воссоединилась: отец расторг договор на строительство канала. Вскоре город стал режимным, начали в 24 часа выселять семьи репрессированных. Среди них оказался и друг отца Валентины Федоровны, переехавший в результате в Миасс.
Онто и позвал сюда. Так в 1938м семья Валентины Пихтовниковой оказалась на Южном Урале.
Девять классов она окончила в старой мелентьевской школе с печным отоплением, а десятый — в первой школе в новом районе, которая располагалась в здании, где сейчас находится Пенсионный фонд.
— В первом выпуске нас было 16 человек, все разъехались по институтам, я тоже кинулась в Челябинск, в медицинский, — вспоминает Валентина Федоровна. — Поступила, но через два месяца поняла, что не потяну, вернулась в Миасс.
На связи — Биробиджан
Человек с десятью классами за плечами в послевоенные годы считался высокообразованным, несостоявшегося медика с руками оторвали бы в любой организации, но Валентина выбрала отдел главного энергетика автозавода. И, как признается, ни разу об этом не пожалела. Хотя работать пришлось много, подчас ночами и в выходные. Было тяжело.
Вспоминает, как после аварии на городской подстанции новые трансформаторы пришлось заказывать в Еврейской автономной области.
— Согласовали технические условия, и я начала следить за их выполнением, — говорит Валентина Федоровна. — На заводе была своя АТС с междугородной связью, а свободная линия — только в семь утра. Встаю полшестого и иду с Мелентьевки звонить в Биробиджан. И так несколько раз. В итоге трансформаторы собрали, привезли, подключили, смонтировали, город — снова со светом.
Лопату — в руки…
Но не всегда инженеру Пихтовниковой приходилось работать только головой. Валентина
Федоровна принимала непосредственное участие в реконструкции подстанции связи на ТЭЦ. — Поехала в Челябинск, сумела добыть наряд на специальный медный кабель, привезла эту бумагу, а мне говорят: «Давай, вези кабель!» — «Так машина нужна» — «Ищи машину!» Нашла я машину, поехала сама, привезла кабель, — вспоминает «эпопею» Пихтовникова. — Выкопали траншею, мне говорят: «Вот тебе пять мальчишек из техучилища, пусть закапывают, а ты следи за ними, будь рядом». Смотрю: 15-летние ребята лопаты в руках никогда не держали. Взяла я сама лопату и давай землю швырять. А у самой работа на столе лежит, дела ждут. В общем, закопала я эту траншею, все мышцы потом три дня болели.
Обком — в помощь
Запомнился Валентине Федоровне и случай с аварийными роторами для высокочастотных преобразователей, которые используются для электрозакалки деталей:
— Роторы постоянно выходили из строя, чтобы их получить, нужен наряд. Еду в министерство, получаю бумагу. А отгрузку задерживают, я телеграммы шлю в город Ижоры, что под Ленинградом. Что делать? Телеграмма попала в Ленинградский обком партии, так нам эти роторы вмиг отгрузили. Кстати, горели они быстро, как спички.
Рук не опускала
Ровно сорок лет Валентина Пихтовникова проработала в одном бюро — энергооборудования, прошла путь от техника до начальника, и даже достигнув пенсионного возраста, еще семь лет трудилась в теплосиловом цехе. Ушла на заслуженный отдых, только когда ей было уже за 65.
Трудилась всю жизнь и рук не опускала даже после самых тяжелых ударов судьбы — смертей мужа и двоих сыновей. Выжить помогли любимая работа и поддержка близких.
— У меня трое внуков и семь правнуков, — с гордостью говорит Валентина Федоровна.
Именно внуки организовали праздничный вечер в кафе в честь 90летия любимой бабушки. А те, кто не смог приехать, поздравили по телефону — из Москвы, Екатеринбурга, других городов. Помогают родные, естественно, не только по праздникам.
— Вниманием не обделена, жаловаться не на что, — делится ветеран.
И родное предприятие не забывает о «своих»: к праздникам подарки, да и в гости нередко нынешние специалисты к бывшим ходят, чтобы за чаем рассказать о рабочих буднях сегодняшних.
Наша справка
Валентина Пихтовникова родилась в 1927 году в г. Топки Кемеровской области. В 1958-м окончила Миасский автомеханический техникум по специальности «Электрооборудование промышленных предприятий». С 1946-го работала в отделе главного энергетика Уральского автомобильного завода, с 1961-го — начальником бюро энергооборудования. Будучи на пенсии, с 1988 по 1994 год, трудилась экономистом по труду в теплосиловом цехе. Победитель соцсоревнования (1971), ветеран автомобильной промышленности (1978), ветеран УралАЗа (1984), ветеран труда (1984).