Прошел год с тех пор, как муниципальное здравоохранение перешло в областное подчинение. Недавно была завершена передача в региональную собственность всех имущественных комплексов. Следующим этапом очередной реформы здравоохранения станет реорганизация сети медицинских учреждений, которая будет нацелена на более оптимальное использование имеющихся ресурсов. Какое решение будет принято по Миассу, пока неизвестно. Ясность должна появиться к концу года.
На этом переходном этапе функции расформированного городского управления здравоохранения выполняет организационно-методический отдел городской больницы № 2, а координатором по оказанию медицинской помощи жителям Миасского округа является главный врач ГБ № 2 Денис Маханьков.В нашем сегодняшнем материале — о том, что волнует жителей города: очереди в поликлиниках и хамство в регистратурах, обеспеченность больниц лекарствами и платная медицина.
Неизбежное зло?
— Денис Олегович, наши читатели продолжают жаловаться на очереди в регистратуры и к кабинетам специалистов. Удается ли хотя бы отчасти справиться с этой проблемой?
— Надо сказать, что очереди поредели, во многом благодаря тому, что над этим постоянно ведется работа. Наша задача сегодня — облегчить запись на прием к специалистам, поэтому развиваем дистанционные формы: через интернет или по телефону. Но, безусловно, сохраняем возможность записи через регистратуру в порядке живой очереди, понимая, что технические возможности есть не у всех. В сельских территориях нашли такой вариант: на прием по интернету пациентов записывают фельдшеры в ФАПах.
Кстати, через интернет можно записаться не ко всем врачам. Например, к нефрологу или аллергологу, а также к другим очень «узким» специалистам запишут только при личном присутствии больного в регистратуре. Однако получить их консультацию, если имеется направление терапевта, может каждый нуждающийся.
Небольшая же очередь перед кабинетом специалиста все равно будет, от этого никуда не деться. Но и они сегодня не такие огромные, как раньше: человек приходит к определенному времени на прием, врач обязан его принять в период времени, указанном в талоне.
— Люди жалуются и на хамство в регистратурах, неуважительное отношение врачей…
— Хамство — это наш бич, с этим надо бороться. Видимо, нам недостает профессиональных работников, которые могут в любой ситуации сохранять спокойствие, уважительное отношение к пациентам.
Если пациент сталкивается с хамским отношением со стороны медработников, то можно обратиться к заведующему отделением.
Нет реакции? Нужно идти к заведующему поликлиникой, а если уж и это не помогает, тогда к главному врачу. Я веду личный прием граждан в своем кабинете в ГБ № 2 каждый понедельник с 15 до 17 часов.
Тема — старая,
критерии — новые
— На что повлияют новые критерии оценки качества медицинской помощи, введенные в России с 1 июля?
— Они упорядочат нашу работу. Критерии стали более конкретными, они четко стандартизируют оказание тех или иных услуг.
— А кто оценивает качество оказания медпомощи?
— У нас существует трехуровневая ведомственная система контроля качества: внутри отделения, на уровне заместителей главного врача, а также — заместителя по клинико-экспертной работе и контролю качества медицинской помощи. Кроме того, контроль за учреждением в целом осуществляют страховые медицинские компании. За невыполнение тех или иных требований на нас налагают в том числе и финансовые санкции. И, безусловно, имеется контроль со стороны пациентов. Кстати, чтобы наши больные знали о правилах оказания медицинской помощи, например, о сроках, в какие она должна быть проведена (тот или иной ее вид), в нашей больнице сейчас устанавливаются информационные стенды. Конечно, вопросы и конфликтные ситуации возникают (ведь все люди разные: кто-то что-то недопонял, не так понял, кто-то не так выразился), но мы должны стремиться их искоренять. Все вместе: и пациенты, и врачи, и контролирующие организации.
Платная и бесплатная
— Очень много обращений от горожан по поводу того, что их буквально вынуждают лечиться платно: на обычном приеме — к врачу очередь, платный — в любое удобное время.
— Заставлять лечиться платно никто не имеет права. В то же время человек может получить медицинскую помощь или услугу за свой счет в удобное для него время либо пройти обследование, не назначенное специалистом и т. д. При этом пациенту должны быть разъяснены его права на получение бесплатной медпомощи. Хочу подчеркнуть, что сейчас законодатель не делает различий для медицинских учреждений различной формы собственности. Как государственные, так и частные организации могут претендовать
на получение госзадания и оказывать медуслуги за счет средств граждан. Считаю, что в этой ситуации пациент выигрывает, так как он может получить консультацию и помощь практически любого специалиста, даже из областного центра. Кроме того, у врача появляется возможность получения дополнительного дохода, при условиях, что он добросовестно выполняет свои обязанности по основной должности и подрабатывает в свободное время. Получение высокого совокупного дохода — дополнительное преимущество для привлечения медицинских кадров в Миасс.
— И все-таки, насколько доступны в поликлиниках города «узкие» врачи?
— По обеспеченности врачебными кадрами Миасс занимает второе место в области после Челябинска. Мы значительно улучшили этот показатель, в том числе и за счет того, что в прошлом году в миасские больницы пришли работать 16 молодых врачей.
И работа в этом направлении продолжается: для привлечения докторов мы совместно с администрацией МГО разрабатываем программы. В этом году все молодые врачи — как и раньше — получат подъемные средства по 100 тысяч рублей. С узкими специалистами по всей стране огромная проблема. Но Миасс в этом плане на первых позициях, несмотря на свою небольшую численность. Все же познается в сравнении.
Лекарства — за свой счет?
— К нам поступают сигналы от пациентов стационаров, которым приходится покупать лекарства за свой счет. Почему это происходит?
— Такие случаи бывают, но редко, и связаны они с форс-мажорными обстоятельствами. Мы прилагаем все усилия, чтобы полностью обеспечить пациентов в рамках перечня лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, которые предоставляются бесплатно при лечении в стационаре. И сейчас, в отличие от ситуации, которая была 10-15 лет назад, в больнице есть все, что необходимо для работы.
Высокие технологии
— А как в Миассе развиваются новые медицинские технологии?
— Их внедрение успешно продолжается. Один из последних примеров, который на слуху и имеет наглядные результаты,— это стентирование при остром коронарном синдроме. Такие операции проводят в региональном сосудистом центре, работающем в ГБ № 3. За прошлый год было сделано чуть менее 200 вмешательств, в этом году — намного больше. За счет внедрения этой методики
у нас значительно снизилась смертность от инфарктов. Отмечу, что лицензии на оказание высокотехнологичной медицинской помощи у нас в городе имеют две больницы — ГБ № 2 и ГБ № 3.
— Что с аппаратом МРТ, который вот уже несколько лет без дела стоит в ГБ № 4, он начнет когда-нибудь работать?
— Этот аппарат был получен по программе модернизации здравоохранения, фирма-поставщик обанкротилась, не успев провести пуско-наладочные работы, в итоге аппарат не работал ни дня. Сейчас выставлять претензии некому. В поисках вариантов решения проблемы мы находимся в постоянном контакте с областным Минздравом. У нас есть партнеры, которые пытаются оживить этот процесс, но конкретных результатов и сроков я пока назвать не могу.