На состоявшемся в Краснодаре бизнес-завтраке, организованном ГК «Деловые Линии», представители транспортных компаний обсудили основные проблемы российского рынка грузоперевозок.
В связи с усилением государственного урегулирования у перевозчиков возникли сложности, связанные с весогабаритными ограничениями, вводом и повышением тарифов «Платона», изменениями в правилах труда и отдыха водителей и так называемым «пакетом Яровой» — комплексом антитеррористических законопроектов.
По мнению Михаила Акжаяна из компании СДМ, против внедрения системы «Платон», подразумевающей взимание платы с грузовиков с максимальной массой свыше 12 тонн, выступают преимущественно «частники, которые привыкли ездить втемную». По его словам, добросовестные компании стараются соблюдать законодательство, так как наличие регистрации в «Платоне» для многих заказчиков является одним из наиболее важных факторов при выборе исполнителя.
Однако, очевидным минусом системы является отсутствие электронного документооборота, в связи с чем перевозчик не может доказать клиенту свою добросовестность в области платежей, считают участники встречи. Владимир Гурьянов, учредитель компании «АрТранс», отметил, что «Платон» является, по сути, аналогом налоговой инспекции, осуществляющей государственную услугу по сбору платежей. Кроме того, туда нужно приезжать каждый раз при возникновении необходимости оформления документов.
Еще одним вопросом, вызвавшим оживленную дискуссию, стали появившиеся в 2016 году автоматизированные пункты весового контроля. Их функционирование, по мнению перевозчиков, требует дополнительных настроек.
По словам директор управления по экспедиторской деятельности ГК «Деловые Линии» Михаил Петров, весовой контроль должен работать максимально честно, понятно и прозрачно, а данные по поверке комплексов должны быть общедоступными. Кроме того, Минтрансом РФ не решен вопрос с легитимностью сертификата взвешивания: по словам директора управления по экспедиторской деятельности ГК «Деловые Линии», одно взвешивание может показать перевес, а другое — не показать.
Так называемый «пакет Яровой» также не упростил работу сотрудникам транспортных компаний. Связанные с ним изменения в законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» усложнили процессы приема и передачи груза, так как с прошлого года перевозчик обязан проверять предоставляемые клиентов сведения и документы, в том числе связанные со свойствами груза и условиями его перевозки. Однако, в ряде случаев с этим возникают сложности, например, при перевозке опломбированных грузов. Как отметил Михаил Петров, «новые требования в первую очередь ударили не по FTL-сегменту (перевозка целыми машинами), а по экспедиторам, которые перевозят сборный груз».
По-прежнему актуальной остается проблема сохранности груза. Нередко фуры вскрываются на стоянках или в пути. В таком случае, в первую очередь, правоохранительные органы подозревают самих водителей. На страхование же грузов тарифы завышены, поэтому не все транспортные компании пользуются этой услугой.
У группы компаний «Деловые Линии», как сообщил директор департамента по развитию компании Артем Ефимов, все грузы страхуются на 10 миллионов рублей. В случае возникновения чрезвычайной ситуации это позволяет покрыть расходы. Кроме того, в компании пересмотрели систему выплат: теперь процесс урегулирования претензий занимает от 7 до 14 дней, документооборот — полностью электронный, а список необходимых документов состоит всего из 4 наименований. На данный момент «Деловые Линии» разрабатывают программу лояльности для клиентов, которые совершают определенной количество рейсов. Одним из пунктов программы станет страхование, а тариф будет зависеть от стоимости груза.
Грузоперевозчики Юга России считают, что изменения в правилах перевозок зачастую ставят транспортные компании и индивидуальных предпринимателей, занимающихся транспортировкой груза, в неравные условия. Крупные компании, соблюдающие все требования законодательства, не могут предоставлять свои услуги по тем же ценам, что частники, которые иногда стараются избегать дополнительных расходов.
Участники встречи согласились с тем, что по многим пунктам сложностей с перевозками у частников возникает меньше. Так, контроль за перевесом практически не касается частников, занимающихся перевозками строительных материалов, и, фактически, именно они в большей степени разрушают дорожное покрытие, перевозя крупногабаритные грузы вроде песка, гравия и стройматериалов, тогда как счета выставляют добросовестным перевозчикам.
По мнению участников делового завтрака, у тех, кто регулярно нарушает эти параметры, больше коммерческий пробег, прибыль и оборот. Изменить ситуацию можно только за счет осуществления жесткого контроля соблюдения показателей времени непрерывного движения грузовика и среднедневного пробега.
Как сообщается на сайте Информационного агентства «ТАСС», представители группы компаний «Деловые Линии» входят в состав рабочей группы при Министерстве транспорта Российской Федерации, призванной обсуждать все предложения, высказанные перевозчиками во время встречи. Структура была создана после выявления первых проблем при запуске программы «Платон».
После решения части наиболее актуальных проблем и вопросов рабочая группа стала работать в виде нескольких подразделений, отвечающих за решение проблем в сферах весогабаритного контроля, труда и отдыха, разрешения на перевозку тяжелых грузов, электронной накладной.
Директор управления по экспедиторской деятельности ГК «Деловые Линии» Михаил Петров отметил, что все предложения, высказанные участниками рабочей встречи, будут подняты на заседаниях при Министерстве транспорта РФ.
Фото Алексей Андрющенко.