«Дело было вечером, делать было нечего…» Эти стихотворные строчки в какой-то мере объясняют корни проблемы, которая вдруг выросла в общенациональную беду под названием «интернет-зависимость». Цепкие лапы соцсетей затягивают наших детей (особенно тех, чья жизнь только гаджетом и ограничивается) настолько сильно, что вырваться из их трясины в одиночку почти невозможно. А если вместе, всем миром, сообща, протягивая друг другу руку помощ
Именно об этом шла речь на очередном круглом столе, организованном газетой «Миасский рабочий» и школой № 17 имени Героя России В. Г. Шендрика, в котором приняли участие депутаты, молодежные советы градообразующих миасских предприятий, представители духовенства, психологи, родители, ученики. Тема круглого стола звучала так: «Дети и соцсети».
Напомним, это не первый опыт обсуждения животрепещущих жизненных вопросов в стенах школы. Ранее здесь говорилось о роли народных депутатов в жизни города, о вопросах профориентации. И вот — третье мероприятие, вновь приуроченное к Дню российского парламентаризма.
Были затронуты самые разные аспекты проблемы: способны ли соцсети заменить живое общение, могут ли они уничтожить общество, что должно стать альтернативой соцсетям, и многие другие.
Могут ли соцсети уничтожить общество?
Благочинный отец ГЕОРГИЙ: «Не все плохо, но плохого много»
— «Цветные революции» совершаются через соцсети, так как этот инструмент достаточно действенный. Поэтому чересчур увлекаться ими не стоит. Согласен, что в соцсетях не все плохо, но плохого много.
Имам горнозаводской зоны Мухаммад Хазрат МИНИГАЛИЕВ:
«Воспитываем молодые души сообща»
— Соцсети могут быть полезными и бесполезными. Для того чтобы отличить одно от другого, надо овладеть культурой интернет-общения. Представители религиозных конфессий, педагоги, родители, психологи должны работать сообща над воспитанием души молодежи, беря за основу традиции, веками передающиеся из поколения в поколение.
Преподаватель истории и обществознания школы № 17 Юрий ПОПОВ:
— Соцсети являются питательной средой для фальсификации истории и всего того, что создает наш менталитет. И одно из самых опасных проявлений соцсетей — разрушение культурной безопасности российского государства (об этом, кстати, не раз говорил в своих выступлениях и президент). Вирусы бездуховности, безнравственности, активно насаждаемые соцсетями, проникают в сознание, разрушают наш менталитет в исторической, религиозной, социальной сферах. Надо уметь противостоять этому пагубному влиянию. Не сбиться с пути истинного помогут соответствующие знания, которые заложат крепкий костяк нашего менталитета.
Что может стать альтернативой соцсетям?
Депутат городского Собрания Николай РЫНДИН:
«Возродить славу спорта»
— Думаю, что вред соцсетей во многом объясняется отсутствием контроля со стороны родителей, не ведающих, чем занимаются в Интернете их дети. Надо подумать, как ввести этот контроль на законодательном уровне. А еще лучше — создать альтернативу соцсетям. Допустим, улучшать условия для занятий массовым спортом. В южной части города силами активистов мы восстановили заброшенный стадион, навели там порядок, открыли футбольные и хоккейные секции, в том числе и для подростков. Было бы здорово, если бы не только старгородцы, но и жители других районов взялись за возрождение утраченных сегодня, но существовавших ранее спортивных сооружений и традиций. Да, с финансами в городе туговато, но если есть желание и стремление, то можно сделать все, что угодно.
Руководитель центра допризывной подготовки «Сармат» Олег КОЛДОМАСЦЕВ:
«Оторвем от компьютера… парашютом»
— В «Сармате» занимаются около восьмидесяти ребят и девчат. Одни приходят сами, других приводят родители — причем, некоторые с целью оторвать ребенка от компьютера, дать ему хорошую физическую подготовку и возможность обрести настоящих друзей. Быть один на один с работающим, но мертвым компьютером — это совсем не то, что прыгнуть с парашютом, пробежать по ночному лесу с полной
выкладкой или коротким, но точным ударом свалить с ног воображаемого противника. Разница есть, и существенная. А главное — ты учишься жить в коллективе, стоять горой за товарища, не терять присутствия духа в трудной ситуации.
Психолог Николай АКУЛИН:
«Наполни жизнь общением»
— Спорт — это здорово, но не все хотят и не все могут. Есть масса других увлечений, не менее интересных и в то же время не требующих большой физической нагрузки. В военно-техническом клубе «Держава» ребята и взрослые занимаются моделированием, а вдобавок изучают отечественную историю (в первую очередь, военную). Жизнь подростков обязательно должна быть наполнена общением с единомышленниками — только это защитит от излишней привязанности к социальным сетям.
Депутат городского Собрания Андрей КОТОВ:
«Во всем должна быть мера»
— Во всем должна быть мера. В социальных сетях — особенно. Наверное, стоит поискать и все-таки найти замену своей интернет-зависимости. Хорошо, если это будет спорт. Хотя, в принципе, подойдет любое времяпрепровождение, которое принесет живую радость и ни с чем не сравнимое удовольствие.
Опасен ли уход в виртуальный мир?
Главный специалист по связям с общественностью АО «ЭнСер» (ГК «ЕвроСибЭнерго») Евгений БЫСТРОВ:
«Соцсети — это неприлично»
— Думаю, в старших классах говорить на тему соцсетей уже поздно. Надо начинать гораздо раньше — в начальной школе или даже в детском саду. Тема эта мне близка потому, что я сам отец и не хочу, чтобы мои дети деградировали, сидя у монитора. Дочь-второклассница как-то спросила: «Папа, а почему ты не зарегистрируешь меня в соцсетях?» И я ответил: «Для девочки это неприлично — выставлять себя на всеобщее обозрение таким образом». Я знаком с армянской диаспорой и знаю, что для их девушек и женщин считается позором иметь свою страничку в соцсетях. Еще момент: дочка просит купить ей гаджет, а на мой вопрос «Зачем он тебе?» затрудняется сказать что-то вразумительное.
Я не против соцсетей, но считаю, что детям там делать нечего. У них еще не сформирована шкала ценностей, которая позволила бы им ориентироваться в огромном потоке разнообразной информации. В частности, Интернет оказывает нехорошее влияние на формирование семейных ценностей. Уверен, что воспитанием детей в семье должен заниматься отец, который передаст детям духовность, привьет нравственность и не допустит возникновения ситуации, свидетелем которой я недавно стал.
Дело в том, что в течение года в нашем подъезде дневал и ночевал — жил, можно сказать) чужой 15-16-летний подросток, соблазнившийся бесплатным Интернетом у одного из жильцов. Порядочный, домашний мальчик, он заплакал, когда я попросил его пойти домой. Он плакал как ребенок, у которого отняли любимую игрушку. Мне даже жаль его стало, потому что это уже больной, психически зависимый человек.
Что может сделать семья?
Помощник депутата городского Собрания Елены Семеновой Светлана ВОЛКОВА:
«Возвращаясь к истокам»
— Как говорится, у любой медали есть две стороны. Так и у соцсетей. Никто не спорит, что они нужны, так как дают нам много полезной информации, а кто владеет информацией, тот владеет миром. С другой стороны, бесконтрольность и попустительство со стороны родителей приводят к тому, что дети теряют чувство меры и погружаются в соцсети с головой. Практически «тонут» в них. Что же делать? Думаю, что от родителей зависит очень многое. Если в семье сформированы свои традиции, свои обряды, если ребенку среди родных не скучно и есть чем с ними заняться, то зачем же он полезет в соцсети?
Депутат Елена Семенова, взявшись за восстановление смирновского особняка, сделала огромный шаг в направлении сближения детей и родителей. Ведь в комплексе зданий бывшего клуба Силкина любой член семьи может найти дело по душе — от лепки пельменей и приготовления пирожных до дегустации разных видов варенья, игр, театральных спектаклей, купеческих чаепитий, занятий в тренажерном зале. Совместный досуг сблизит семью и пробудит желание и дальше заниматься чем-то вместе. Наше спасение — в возвращении к истокам.
Главный редактор газеты «Миасский рабочий» Юлия МЫЗНИКОВА:
«Нет худа без добра»
— Мое мнение: нет худа без добра. Не возникни этой проблемы, мы, может быть, не подняли бы вопрос о возрождении семейных традиций, не заговорили бы о том, что с малых лет надо культивировать близкие, доверительные отношения между детьми и родителями, больше времени проводить вместе, занимаясь общим делом. Может показаться, что нынче общий семейный досуг стоит недешево. Да ничего подобного! Что, пойти в лес за грибами, порыбачить на озере, прокатиться на лыжах, сходить на Ильменку, пожарить сосиски на костре — дорого? Зато такая общность интересов возникает между поколениями, что на сторону (имеются в виду соцсети) детей, может, и не потянет. Уверена, что надо сегодня больше поддерживать семью и тех, кто ратует за возрождение утраченных ценностей российской семьи.
Соцсети или успешность?
Начальник группы по связям с общественностью АО «ММЗ» Ольга МАРИНА:
«Лидер — тот, кто умеет договариваться»
— Сегодня в зале собрались старшеклассники, которым в скором времени предстоит определяться с выбором профессии. Мы, представители оборонного предприятия, хотим сказать, что в данный момент на рынке профессий ценятся люди, которые способны общаться вживую, умеют договариваться, грамотно выражать свои мысли. В последующем именно они становятся хорошими специалистами, профессионалами, руководителями крупных предприятий, топ-менеджерами. Поэтому дети должны сами для себя решить: стоит ли сидеть в соцсетях и перестать практиковаться в навыке общения — самом главном, который нужен в жизни? Наше руководство считает так: «Тот, кто научился договариваться, всегда будет лидером». Это залог успеха. Дети выбрали соцсети? Их будущее туманно и не столь радужно, каким могло бы быть. Выбрали кружки, секции, олимпиады, конференции, вузовское образование? Перспективы открываются совсем другие. Не зря генеральный директор АО «ММЗ» Андрей Игоревич Юрчиков поддерживает работу военно-технического клуба «Держава» и военно-патриотического клуба «Сармат».
Способны ли соцсети заменить живое общение?
Руководитель военно-технического клуба «Держава», психолог Николай АКУЛИН:
«Сложнее, но интереснее»
— Для общества соцсети — это, скорее, зло, потому что они пытаются подменить живое общение, которое, по сравнению с виртуальным, намного сложнее и интереснее. «Гений виртуального общения» обычно не умеет общаться «глаза в глаза», он привык прятаться за чужим именем, чужим характером. Для меня лично соцсети — это просто инструмент для работы, с друзьями же предпочитаю встречаться в реальности. Думаю, уход подростков в иную реальность вытекает из политики семьи. Родителям очень удобно: посадил дитя, включил ему мультик или игру — и сам свободен, делай, что хочешь. А что потом из этого получится — вряд ли кто предугадает… Знаю от друзей, что в Крыму часто отключают свет, и в этот момент родители радуются, потому что дети не сидят перед погасшим экраном, а бегут на улицу, играют, общаются. И вот тогда начинается у детей настоящая жизнь.
Подводя итоги Директор школы № 17 имени Героя России В. Г. Шендрика Вячеслав МИРОНОВ:
«Не проходите мимо жизни»
— Подытожим все, что было сказано сегодня: чтобы уберечь молодежь от соцсетей, в которых, безусловно, есть и положительная сторона (обилие разнообразной и нужной информации), мы, взрослые, должны предложить им что-то взамен — спорт, книги, труд, кружки и секции, дружеское общение. Необходим разумный контроль взрослых, а подросткам придется напрячь волю и ограничить по времени общение с компьютером. Всем пора понять: соцсети — это просто развлечение, но не жизнь. Не проходите мимо жизни, она не простит такого равнодушия к себе.
А что же ученики?..
Старшеклассники задавали вопросы, рассказывали о своих увлечениях, а Виктория Попова рассказала о результатах проведенного ею в школе социологического исследования, цель которого — оценка степени влияния соцсетей на личность подростка. Тестирование проводилось среди учащихся 5-11 классов в количестве 60 человек.
Ученица школы № 17 Виктория ПОПОВА:
— Мы выяснили, что многие из опрошенных зарегистрированы сразу в нескольких соцсетях, но самая популярная в среде наших ребят — сеть «ВКонтакте». Главная цель школьников, проводящих время в соцсетях, — общение, хотя многие используют их и для прослушивания музыки, просмотра видео.
Социальные сети, по мнению респондентов, удобны тем, что помогают наладить общение даже на дальнем расстоянии (так считают 60%). 23% отметили простоту общения. То есть подростки могут сказать гораздо больше через виртуальное общение, чем в реальной жизни: у них есть время обдумать свою мысль и выразить ее наиболее точно. Сеть дает возможность неуверенному в себе подростку почувствовать себя востребованным.
Более 80% учащихся тратят время на пребывание в Сети до 3 и более часов в день, что приводит к нехватке времени на книги, подготовку к урокам, иные развлечения. Чаще всего общение в Сети происходит вечером, что ведет к умственной утомляемости, которая опасна в подростковый период.
Влияние социальных сетей на подростков может быть как позитивным, так и негативным. Около трети опрошенных опасаются появления интернет-зависимости, зато 6% уверены: нахождение в соцсетях безвредно.
В Сети можно почерпнуть необходимую для образования информацию, поэтому 58% учеников отмечают, что социальные сети помогают в подготовке к школе.
Ответы на вопрос о контроле показали, что родители в большинстве своем не контролируют нахождение детей в Сети (так ответили 86% учеников).