Инсталляция посвящена памяти ученого Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского.
В полумраке музейных залов Ильменского заповедника, где обычно царит тишина вдруг раздался голос. Это был не просто рассказ, а спектакль-монолог, в котором каждое слово находило отклик в душе, раскрывая великую историю. Голос вел нас по залам, погружая в судьбу человека, чье имя было почти стерто из истории родной земли. Он говорил о Николае Тимофееве-Ресовском — ученом, чьи исследования радиационной генетики и биогеоценологии имели колоссальное значение. Тем не менее, его биостанция «Миассово» оказалась заброшенной и практически забытой.



И вот, когда голос умолкает, а эмоции достигают пика, мы оказываемся перед ней — инсталляцией «Биостанция» художника Сергея Деникина, созданной под кураторством Александра Дашевского. Перед нами — подлинные предметы из той самой заброшенной лаборатории: стулья, столы, кровати.



Но затем происходит чудо. Тысячи крошечных цветных шариков на тонких стальных ножках окутывают артефакты, словно живая, мерцающая аура.
— Поверхность предметов словно заражена такими шариками, и от этого все меняется. То, что казалось руинами, вдруг преображается в сияющую, загадочную, почти звучащую историю, которая одновременно пугает и, по сути, притягивает, — говорит куратор проекта Александр Дашевский. — При одном освещении объекты выглядят как мебель, заросшая мхом, что создает образ утраты памяти и распада. Но при другом освещении все начинает сиять, и образ распада переходит к образу полураспада: из мебели будто бы начинают сверкать ионы. Это не только намек на радиацию, но и ее визуализация. Более того, это рассказ о том, насколько важны сами предметы: они продолжают хранить в себе память, передавая нам возможность вступить в непосредственный контакт с самим ученым.



Инсталляция Сергея Деникина — это акт спасения. Предметы, обреченные на естественный распад в заброшенной лаборатории, теперь живут новой жизнью в музее. Уникальный проект стал возможен благодаря Уральской индустриальной биеннале.
— Выставка просто замечательна, — делится своими впечатлениями Елена Подучина. — Здесь что-то живое во мне определенно откликнулось. Я понимаю, что за очевидными вещами скрывается глубокий творческий путь и продуманная драматургия, о чем нам немного рассказал куратор. Я провела здесь минут пятнадцать, медитируя над несколькими сериями, и уверена, что вернусь сюда снова и снова, чтобы разгадывать эту инсталляцию. На сегодняшний день я разгадала для себя, что наш мир не только видим и материален, но есть в нем нечто большее.




Фото автора






