ГИБДД намерена ужесточить контроль за техническим состоянием автомобилей старше десяти лет. Идея, безусловно, благородная, но, учитывая, что такие машины составляют целых 70,5% автопарка России, возникает закономерный вопрос: как ведомство планирует проводить столь масштабные проверки?
По данным агентства «АВТОСТАТ», на 1 января 2025 года в России зарегистрировано 33,5 миллиона машин старше 10 лет. Это означает, что почти три четверти всех легковых автомобилей в стране попадают под прицел нового ужесточения контроля. Статистика, на которую ссылается ГИБДД, указывает на то, что около половины всех ДТП происходит из-за технических неисправностей. Безусловно, эта цифра вызывает беспокойство, но можно ли однозначно утверждать, что причина кроется именно в возрасте автомобиля?
Владельцев «возрастных» автомобилей ждет малоприятный сценарий: штрафы от 500 до 5000 рублей, внеочередные технические экспертизы и, в худшем случае, лишение права эксплуатации до устранения недостатков. Но насколько оправданы такие меры, учитывая экономические реалии жизни многих россиян? Для многих автомобиль — не просто средство передвижения, а насущная необходимость, особенно в регионах с неразвитой транспортной инфраструктурой. Смогут ли они позволить себе дорогостоящий ремонт и бесконечные проверки?
Вопрос не в возрасте, а в состоянии?
Навешивать ярлык «опасного» на все автомобили, выпущенные до 2015 года, — значит, игнорировать важный фактор: техническое состояние конкретного транспортного средства. Регулярное техническое обслуживание, своевременная замена изношенных деталей и бережная эксплуатация могут значительно продлить жизнь даже «возрастному» автомобилю. Более того, не стоит забывать, что значительная часть ДТП происходит по вине водителей, а не из-за технической неисправности автомобилей.
Учитывая, что, по оценкам «АВТОСТАТа», 70,5% легковых автомобилей в России — а это 33,5 миллиона машин — выпущены до 2015 года, возникает закономерный вопрос: как ГИБДД планирует проводить столь масштабные проверки, не парализуя при этом дорожное движение и не создавая дополнительных трудностей для миллионов автовладельцев?
К чему приведет усиление контроля?
Усиление контроля, несомненно, может спровоцировать ряд негативных последствий:
- Штрафы, экспертизы и вынужденный ремонт лягут тяжелым бременем на бюджет многих семей.
- Сложная и забюрократизированная процедура проверок может создать благоприятную почву для коррупционных схем.
- Боясь штрафов и не имея средств на ремонт, владельцы будут эксплуатировать неисправные машины, создавая угрозу для себя и окружающих.
Где выход?
Вместо тотального контроля за возрастом автомобилей необходимо разработать более эффективную и дифференцированную систему проверок, основанную на реальном техническом состоянии транспортного средства. Не менее важным является стимулирование обновления автопарка, поддержка добросовестных автовладельцев и борьба с коррупцией в сфере технического осмотра.
В противном случае, благие намерения ГИБДД могут обернуться очередной головной болью для миллионов российских автовладельцев и, как это часто бывает, «благими намерениями вымощена дорога в ад».