Медеплавильный завод возводился лишь с условным разрешением.
Город трудовой доблести Миасс берет начало от Миасского медеплавильного завода. До настоящего времени существовали две точки зрения по поводу указа, разрешающего его постройку. Однако изучение хранящегося в Российском государственном архиве древних актов дела «По челобитью железных и медных заводов содержателя заводчика Лугинина о Миясовском заводе» позволяет не согласиться ни с одним из тех мнений. Согласно первой версии, указ Берг-коллегии — центрального исполнительного коллегиального органа управления всей горной промышленностью России — увидел свет 7 (18) ноября 1773 года. Согласно другой точке зрения, указ с разрешением на строительство был оформлен задним числом — 20 ноября (1 декабря) 1777 года, спустя три месяца после того, как завод начал свою работу 12 (23) августа того же года. Как же было на самом деле?
Стандартные условия
Как известно, 20 августа 1773 года хозяин Златоустовского и Саткинского заводов Ларион Лугинин направил в Берг-коллегию челобитную, написанную на имя императрицы Екатерины II, с просьбой о постройке медеплавильного завода на реке Миасс.
18 сентября 1773 года Берг-коллегия вынесла соответствующее определение. В его резолютивной части говорилось о разрешении строить завод при выполнении ряда условий. Место под строительство должен был освидетельствовать специалист горного дела, которому надлежало составить планы местности, оценить потенциал водных, рудных, лесных и прочих ресурсов. Если этих ресурсов для деятельности завода будет достаточно, а также не окажется никаких по закону препятствий касательно владения землей и лесами, то «в таком случае оной просимой им, Лугининым, медиплавиленной завод с потребными фабриками и десятью печками на оном отъисканном им месте построить дозволить».
Там же констатировалось, что после того как Миасский завод будет построен и начнет выплавлять медь, то на Златоустовском и Саткинском заводах медеплавильные печи должны быть уничтожены, а в Берг-коллегию необходимо прислать соответствующие рапорты с приложенными к ним планами нового предприятия и профилями плотины. После выполнения всех этих условий Лугинин мог рассчитывать на положенную ему по закону за постройку завода налоговую льготу — «увольнение от десятины», то есть от 10-процентного налога в казну на 10 лет.
Таким образом, в документе не содержалось конкретного разрешения на строительство завода. В нем говорилось об условном разрешении, о необходимости предварительного выполнения ряда стандартных, общих требований.
Пугачевский след
Определение Берг-коллегии было подписано спустя почти полтора месяца — 1 ноября 1773 года. А соответствующий по содержанию указ был составлен и отправлен для исполнения в Екатеринбург, в Канцелярию Главного правления сибирских, казанских и оренбургских заводов (далее — Канцелярия главного заводов правления, или ГЗП), спустя еще шесть дней — 7 ноября.
Получен же на Урале этот указ был спустя полтора года — 26 марта 1775-го. Задержка произошла, очевидно, из-за известного форс-мажора — Крестьянской войны 1773-1775 годов, охватившей огромные территории: Южный и Средний Урал, Западную Сибирь, Приуралье, Среднее и Нижнее Поволжье и создавшей объективные трудности как с доставкой корреспонденции, так и в работе местных органов государственного управления.
Между тем возводить медеплавильный завод на реке Миасс начали, не дожидаясь получения указа о разрешении на строительство. Ведь участок под запланированное предприятие находился в отводе земель Златоустовского завода, хозяином которого был тот же Лугинин. По состоянию на начало 1774 года там были возведены казарма для рабочих и работавшая от воды мукомольная мельница.
В первых числах мая того же 1774 года территорию будущего завода посетили войска Емельяна Пугачёва. После их ухода мельница, как упоминается
в деловой переписке 1777 года, была «башкирцами в бывой бунт созжена». Позже уцелевшая от пожара плотина мельницы послужила основой для возведения плотины медеплавильного завода.
Препятствий не найдено
По распоряжению Канцелярии ГЗП в октябре 1775 года территория под медеплавильный завод на реке Миасс была освидетельствована унтер-шихтмейстером Петром Резановым. В его отчете, посланном в Канцелярию ГЗП 26 января 1776 года, резюмировалось, что место «оказалось к построению завода весьма способное, и река десять медиплавиленных печей содержать может, также леса на заводское строение и на угольное сжение к тому месту близки, кои может Лугинин у башкирцов купить их доброволно, которые де уже и куплены, но толко еще не утверждены».
10 и 17 сентября 1775 года, а также 16 декабря 1776 года Ларион Лугинин купил у башкир Каратабынской, Баратабынской, Куваканской и Сызгинской волостей Исетской провинции крупные участки земли. С учетом земель, отведенных Златоустовскому заводу и приобретенных его прежними хозяевами Масаловыми, Лугинин стал владельцем на Южном Урале земельных и лесных угодьев площадью свыше 500 тыс. десятин, то есть около 550 тыс. гектаров.
В апреле 1776 года Резанов продолжил освидетельствование «миасской» территории, изучив близлежащие рудники, составив необходимые планы, чертежи и профили плотины (см. ниже чертеж плотины 1776 года). По результатам его исследований 20 января 1777 года от Канцелярии ГЗП в Берг-коллегию был послан соответствующий рапорт. В нем говорилось о технической возможности постройки завода на реке Миасс и об отсутствии к тому юридических препятствий. То есть условия, изложенные в определении Берг-коллегии от 18 сентября 1773 года, к 20 января 1777 года были выполнены.
Параллельно этому в мае 1776 года возобновилась стройка Миасского медеплавильного завода. Техническое руководство над ней осуществляла контора Златоустовского завода.
Юридический нюанс
В первых числах апреля 1777 года, когда работы шли к концу, Ларион Лугинин направил еще одну челобитную на имя императрицы Екатерины II. В документе сообщалось о завершении постройки «Миясовского медного завода», о готовности в ближайшее время начать на нем плавку, а также испрашивалось положенное по закону освобождение на 10 лет от уплаты в казну 10-процентного налога.
12 августа 1777 года Миасский медеплавильный завод начал свою работу: были введены в действие четыре печи. Об этом в Берг-коллегию от Канцелярии ГЗП через 10 дней, 22 августа, был направлен рапорт. 13 октября 1777 года Берг-коллегия приняла определение, которым Лугинину предоставлялось испрашиваемое освобождение от налога. Поскольку в то время уже не было необходимости в оформлении юридического разрешения на строительство завода, то о нем в определении и не говорилось.
Документ был подписан спустя почти месяц — 9 ноября. Во исполнение его 20 ноября 1777 года от имени императрицы Берг-коллегия направила соответствующие указы в нижестоящие инстанции, а также владельцу Миасского медеплавильного завода Лугинину. В том же году на заводе выплавили 1268 пудов чистой меди.
Таким образом, указа с разрешением строить Миасский медеплавильный завод, строго говоря, не было. Указ от 7 (18) ноября 1773 года лишь условно разрешал строительство, а указ от 20 ноября (1 декабря) 1777 года предоставил Лугинину положенное по закону освобождение от уплаты в казну десятины на 10 лет, считая со дня пуска завода в действие — с 12 (23) августа того же года.
Фото челобитной Лариона Лугинина от 20 августа 1773 года с подлинным автографом ее автора — из Российского государственного архива древних актов. См. в конце абзацев: «К сей челобитной Ларион Лугинин руку приложил».
Чертеж плотины Миасского медеплавильного завода, 1776 год
Доктор исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета Михаил Бабкин поделился с нами копией плана плотины заводов Лугинина, которую запросил в Российском государственном архиве древних актов. Если интересно, можете изучить документ, ниже оставим комментарии, которые помогут разобраться в плане.
Строительство Миасса без указаЛегенда на документе «План плотины заводов Лугинина в Оренбургской губернии, Исетской провинции в башкирских дачах на реке Миясе», 1776 г.
План и профили плотине, учиненные по указу Канцелярии главного заводов правления во исполнение прописанного во оном указах государственной Берг коллегий заводов содержателя и фабриканта Лариона Лугинина на заводском месте, состоящем [в] Оренбургской губернии, Исецкой провинции, в башкирских дачах Баратабынской волости и углом Чебаркулской крепости, казачьих дачах, на реке Миясе, где прежде на оном была оного ж Лугинина мучная мельница /: которая башкирцами в бывой бунт1 созжена :/ то оставшая плотина как ныне состоит, и что следует при оной поправить и вновь построить: ларь, колодцы, меди плавиленные фабрики и прочее, принадлежащее строение. О том значит ниже сего под цыфром. Старое строение под литерами и краскою алою значит назначенное к строению.
1-е Поверхность плотины, 2-е отсыпь2 от плотины, 3-е откось или спуск от плотины уступами до поверхности, сведено фашинников3 как в профиле «А» показует, 4-е вешняшные прорезы4, 5-е передние откосные свинки5, 6-е откосы или открылки, 7-е крепосные и задние свинки ж, 8-е порожной или крепостной брус, 9 называемой красной брус, 10-е крепосные и запорные стойки, которые переменятца для повышения плотины, 11-е под порожними брусьями спусковой тын6, 12-е понурные мосты7, 13-е под оными брусья и сваи, 14-е крылья, или открылки8, 15-е брусья или связи, которые в другом прорезе згорели, 16 под оными стойки, 17-е сливные мосты для спуску воды, утвержденные на сваях, как в профиле «В» значится, 18-е всязные8 брусья, на которых наслан мост для проезду, 19-е бывой ларь9, которой ныне оставлен и то место занимаетца сливным мостом, 20-е погоревшей по спуску фашинник, которое имеет быть поправлено, 21-е место, где была мучная мельница, 22 бывые на сваях дворы от наплави в вешнее время10 льду и прочаго.
Назначенное к поправлению и строению:
a) Линии, значащие красною алою — прибавки поверхности плотины и прочаго поправления при оной, b) откосы или открылки, c) связные брусья над прорезом и стойки крепосные и запорные, d) запоры верхние, нижние и называемой красный брус, e) прибавление сливных мостов, f) обрубы от сливных мостов по краям канала для укрепления берегов, g) ларь, h) колодцы, i) деревянные трубы для проведения воды из ларя в колодцы, и под оными на сваях имеет быть реж11, k) меди плавиленная фабрика, l) меди плавиленные горна, m) гармахерская фабрика12, n) гармахерские горна, o) меховые вододействуемые колеса и валы, и с коих на каждом валу г13 действию поставится по четыре меха, p) места для постановления мехов, q) кожухи, r) желобья для спуску на колеса воды, s) каналы для течения ис под14 колес воды, t) прикрытие над оными каналами, u) на сваях дворы от наплыви в вешнее время лду15 и прочаго.
Подлинной сочинял унтер шихтмейстер16 Петр Резанов. 1776 года17.
[Подписи:]
Засвидетельствовал берггешворен18 Андрей Трубецкой.
С подлинным поверял унтершихтмейстер Яков Граматчиков.
С подлинного копировал геодезии ученик Василей […]иманов19.
РГАДА. Ф. 271. Оп. 3. 1776 год. Д. 958. Рукопись. Заверенная копия. Автографы.
- 1 Под «бывшим бунтом» имеется в виду Крестьянская война 1773–1775 гг. под предводительством Е.И. Пугачёва.
- 2 Отсыпь – глиняная насыпь.
- 3 Фашинник – связки хвороста с дерном, уложенные уступами.
- 4 Вешняшный (вешнячный) прорез, или вешняк, предназначался для спуска из пруда излишней воды. Сверху он покрывался вешнячным мостом, предназначенном для проезда в ряд не более двух телег.
- 5 Свинки – треугольные или четырёхугольные срубы с перегородками внутри, плотно набитые глиной.
- 6 Тын – несколько рядов вбитых в землю свай.
- 7 Понурный (сливной) мост – настил из досок или плах. Предназначался для предотвращения продавливания водой основания вешнячного прореза.
- 8 Крылья – боковые края понурного моста, которые делались приподнятыми над его плоскостью.
- 8 Так в тексте. По-видимому, должно быть слово «связные».
- 9 Ларь – трубопровод, разводящий воду к фабричным механизмам.
- 10 Имеется в виду весеннее время.
- 11 Реж, или ряж – бревенчатая решётка, предназначенная для укрепления связей во всём теле плотины, предохраняющая также сползание глины.
- 12 Гармахерский фабрика (от нем. garmachen – рафинировать, очищать), или гаргет – металлургическая печь для очищения цветных металлов.
- 13 Так в тексте. Должен быть предлог «к».
- 14 Так в тексте. По-современному – сложный предлог «из-под».
- 15 Так в тексте. Имеется в виду слово «льда».
- 16 Унтершихтмейстер (нем. Unterschichtemeister), или младший сменный мастер: нижний горный чин (неклассный), соответствовавший унтер-офицеру.
- 17 В нижнем левом углу чертежа – масштабная шкала, под которой значится: «Масштаб длины 30 сажень российских».
- 18 Берггешворен (нем. Berggeschworen), или присяжный хранитель рудников: горный чин XIII-го класса, соответствовавший подпоручику.
- 19 В источнике первая буква затёрта. Возможно, что фамилия – «Киманов» или «Жиманов».
Михаил БАБКИН,
доктор исторических наук, профессор РГГУ