С начала 2024 года люди потеряли астрономическую сумму — 2,5 миллиарда рублей — в результате мошеннических действий.
Более шести тысяч человек стали жертвами киберпреступников, и цифра продолжает расти. Это тревожный сигнал, свидетельствующий о масштабах проблемы и необходимости принятия срочных мер. Оперуполномоченный по особо важным делам УБК ГУ МВД России по Челябинской области Евгений Терентьев и начальник отдела платежных систем и расчетов Челябинского отделения Банка России Людмила Панина подробно рассказали «Первому областному» о ситуации.
В этом году наблюдается значительный сдвиг в демографическом профиле пострадавших. Если раньше жертвами мошенников чаще становились мужчины, то сейчас лидируют женщины в возрасте от 25 до 44 лет, проживающие преимущественно в городах со средним уровнем дохода. Это говорит о том, что мошенники адаптируют свои схемы под целевую аудиторию, используя психологические уловки, учитывающие социальные особенности и жизненные обстоятельства женщин этой возрастной группы. Вероятно, это связано с большей доверчивостью, наличием детей и, как следствие, большей эмоциональной вовлеченностью в процесс.
Несмотря на многочисленные предупреждения, самой популярной схемой остается перевод средств на якобы «безопасный» счет, открытый в Центробанке. Мошенники активно используют социальную инженерию, искусно имитируя звонки сотрудников банков или государственных учреждений. При этом они мастерски эксплуатируют актуальные события. Например, в период сезонной замены шин активизировались фишинговые сайты, маскирующиеся под интернет-магазины шин. Это демонстрирует адаптивность мошенников и их умение использовать текущие потребности населения для достижения своих целей.
Еще одна тревожная тенденция — увеличение количества «дроперов», людей, которые за вознаграждение предоставляют свои банковские карты для отмывания преступных доходов.