Пока что только в футболе. Но у нашей команды все еще впереди!
В этом году от нашей команды URAL MOTORSPORT в ралли-марафоне «Шелковый путь» приняли участие сразу два экипажа — Юрия Наймана (штурман Дмитрий Вихренко, механик Николай Королев) и Алексея Попова (штурман Антон Кушников, механик Иван Тетерин). Ребята совсем недавно вернулись домой и, несмотря на плотный график из-за подготовки к уже новым стартам, нашли время, чтобы пообщаться с нами.
В беседе приняли участие директор департамента автомобильного спорта АЗ «Урал» Виктор Яковлев, пилот первого экипажа Юрий Найман, штурман второго экипажа Антон Кушников и механик Александр Шмелёв, начальник коммерции и маркетинга Артём Бородин.
Сложнее, чем в «Дакаре»
— В этом году организаторы «Шелкового пути» постарались максимально приблизить условия к «Дакару» — длинная дистанция, пески, скалы…
Юрий Найман: «Да, тот же Николаев (Эдуард Николаев — российский автогонщик, заслуженный мастер спорта России, пятикратный победитель «Ралли Дакар», руководитель гоночной команды «КАМАЗ-мастер». — Прим. ред.) часто сравнивал условия: говорил, вот тут, например, как в Чили, а здесь, как в Боливии».
— В новинку такой маршрут?
— Было в новинку, что очень много песка. Ранее мы проезжали какие-то определенные короткие участки, здесь же у нас был большой песчаный участок, по которому мы ехали почти целый день. Сложно прокладывать маршрут. Когда был запас времени, старались максимально набраться опыта. Если все, например, ехали по одной колее, мы отступали от нее и ехали своей дорогой. Нас потом спрашивали, что мы там делали? Получали опыт, прокладывали свою трассу.
— Приходилось на ходу осваивать технику пилотирования?
— Везде, где мы до этого ездили, дюны были не сильно высокие, а здесь — крутые подъемы и спуски. Мы впервые в такие крутые подъемы на «Урале» заскакивали, все думали, заедет он или не нет по этому песчаному покрытию… В итоге заезжали и спускались без проблем, всего пару раз приходилось раскручиваться в дюнах. Сложность была еще в том, что сильно укачивало. Причем не нас одних, все пили таблетки от укачивания. Ребята, которые ездили на багги, сказали, что настолько сложного маршрута даже в «Дакаре» не было давно. Все отвыкли.
Сложности закаляют
— На четвертом этапе Юрий столкнулся с серьезными проблемами, его «Урал» потерял колесо.
Виктор Яковлев: «Да, это было последствие предыдущего достаточно сильного удара. В силу того, что повышается темп, мы начинаем в некоторых местах резать, рисковать, но не всегда удача оказывается на стороне рискующего».
— Такое, наверное, впервые приключилось? Втроем пришлось поднимать машину на два домкрата, искать разлетевшиеся в разные стороны детали, экстренно соображать, как все починить.
Ю.Н.: «Поломка была серьезная — вся ступица разлетелась. Мы по дороге все подшипники собрали, но не так просто оказалось все поставить на место».
— Наймана уже считают не новичком. Попов тоже довольно уверенно шел. Но на седьмом этапе экипаж Алексея на большой скорости влетел в яму, через три километра после старта…
В.Я.: «Такое бывает в автоспорте. Мы общались с другими участниками, в эту яму почти все грузовики влетели, просто большей части повезло. Там были сразу две связки. Нужно сначала привязаться к одному повороту, затем ко второму, и тут же подобная связка повторяется еще раз… Плюс солнце в глаза как раз светило».
Ю.Н.: «Это ведь был еще скоростной участок. И когда ты знаешь, что можно ехать напрямую, то едешь на максимальной скорости 140 км/ч. Так еще и после того, как мы пробили маршрут, прошли дожди, и в некоторых местах рельеф совершенно изменился».
— У Попова сейчас полтора-два месяца будет реабилитация. Как у него настрой?
Александр Шмелёв: «Настрой максимально боевой, уже хочет сесть в автомобиль. К сожалению, этот сезон для него закончен, но в следующем он продолжит принимать участие».
— Если жена разрешит, — с улыбкой добавляют ребята. — Переживает.
Бесценный опыт
— Экипаж Наймана уверенно шел седьмым… до последнего этапа. Ребята внезапно пропали, все уже финишировали, а о них какое-то время не было информации. Тяжело было это все воспринять?
В.Я.: «Это суровый вид автоспорта, в котором есть как человеческие ошибки, так и технические. Конечно, было тяжело. У нас были определенные задачи, часть из них выполнена, часть пока что нет. Но мы набрались опыта, которого нам не хватало — по пескам, сложным рельефам… Да и на такой высоте, до двух тысяч семисот метров, мы еще нигде не катались».
Антон Кушников: «Мы почерпнули для себя, что нужно кое-что дорабатывать, больше тренироваться. Это ралли даже для опытных гонщиков оказалось не таким простым: кто тонул, кто на бок заваливался,
у кого-то сгорел квадроцикл. Финишировало чуть больше половины стартовавших».
— А если бы была вторая машина, то реально снять с нее запчасти, чтобы поставить на другую?
В.Я.: «Достаточно, чтобы одна машина отбуксировала другую до финиша. Так было с багги Карякина: после того, как она утонула, ее Куприянов тащил на тросе. Правда, когда она приехала, страшно было посмотреть — вся пробита насквозь камнями».
Антон Кушников: «В любой день до последнего можно опоздать на финиш или вообще не финишировать, остаться в поле, просто дадут временной штраф большой. А в последний день ты обязан финишировать, пусть даже со сторонней помощью».
Доработки и планы
— Все-таки пять с лишним тысяч километров, почти три тысячи из них — скоростные участки, где требовалась полная отдача и от машины, и от экипажа.
Ю.Н.: «Если сравнивать с прошлым годом, то участки по 300-400 км давались очень сложно. Если раньше после 200 км силы начинали уходить, то сейчас ехал спокойно дальше, километров 300-400. Машина у нас более подготовлена, скорости возросли, не так часто на трассе останавливались. На первых участках мы показывали хорошее время, приблизившись к конкурентам».
— Виктор, все это повлечет за собой какое-то усиление узлов, болидов?
— Доработки по автомобилю были проведены частично в этом сезоне, и работа будет продолжена в следующем.
— Численное преимущество, конечно, не за нами. Пять КАМАЗов, три МАЗа, два Урала. На следующий сезон две машины пойдут?
— Пока оставим в секрете.
— Какие дальнейшие планы?
— В конце августа у нас будет большое совещание с генеральным директором, тогда будет конкретика. Развитие продолжается. В планах увеличение штата и расширение. Перед нами поставили задачу построить отдельный, по сути, завод, который будет производить спортивную технику.
Главное — дружба!
— А как вообще народ вас принял, когда вернулись?
Артём Бородин: «От людей слышим только слова поддержки, нет никакого негатива, все относятся с пониманием. И очень приятно слышать слова поддержки в адрес Алексея, чтобы выздоравливал. Я считаю, что сейчас это главный приоритет — в первую очередь здоровье, остальное мы уже сделаем».
— Как соперники воспринимали? КАМАЗ, МАЗ… Какие у вас сейчас отношения?
Ю.Н.: «Ребята к нам по-дружески относятся. Мы всегда обсуждали, как прошел день. В начале гонки они даже подсказали, как вести себя в песках. На любой вопрос, который им задашь, ответят и дадут совет».
А.Ш.: «В футбол все вместе играли даже».
— И как сыграли?
— Всех победили! Во время марафонского участка был день отдыха для механиков, экипажи сами обслуживали машины. Целый день находились на бивуаке, выезжать с него нельзя. И вот мы пошли по командам: «Ребята, погнали в футбол играть!». Сначала с МАЗом сыграли — выиграли. Потом уже вокруг нас начал народ организовываться, КамАЗ подошел. Их тоже обыграли. Конкурентные ребята, молодцы. Классно провели время! Когда вечером пошли в столовую, была большая очередь, все стояли и обсуждали не результаты своих заездов, а футбол.