К 80-летию со дня выпуска первого уральского автомобиля в Миассе открылся один из крупнейших музейно-выставочных центров в Челябинской области.
Торжественная церемония открытия состоялась сегодня, 5 июля. Красную ленточку перерезали генеральный директор АЗ «Урал» Павел Яковлев и заместитель губернатора Челябинской области Станислав Мошаров.
— Идея создания музейно-выставочного центра у нас родилась давно, и сегодня вы стали свидетелем ее воплощения в жизнь. Это уникальный проект не только для нашего города, но и для Челябинской области. В первую очередь Музей автозавода позволит развивать культурно-историческое наследие автомобильного завода «УРАЛ», повышать узнаваемость и привлекательность нашего бренда, в том числе и как работодателя. Во-вторых, напомню, автомобильный завод «УРАЛ» активно участвует в федеральной программе развития промышленного туризма. Основной целью этой программы является не только повышение привлекательности региона, но и увеличение потока туристов и предпринимателей, которые едут познакомиться с брендом и желают это сделать «изнутри». Музей — один из способов приблизить посетителя к бренду. Музей становится точкой контакта, местом притяжения. И, наконец, новый комплекс наилучшим образом впишется в будущую инфраструктуру видоизмененной Предзаводской площади города Миасса, — отметил генеральный директор АЗ «УРАЛ» Павел Яковлев.
Общая площадь центра, расположившегося на Предзаводской площади, составляет почти 1500 кв м. Музейная экспозиция посвящена рождению российского автопрома с акцентом на линейку грузового транспорта миасского автозавода.
— Скоро исполняется 80 лет со дня выпуска
первого автомобиля. И мы только на таком расстоянии временном можем оценить, насколько действительно значимое и великое событие не только для города, но и для области, для страны произошло. Большая благодарность, конечно,
Павлу Александровичу за то, что он и помнит, и подчеркивает, и празднует такие даты, потому что многие отмечают профессиональный праздник и этим ограничиваются. Но, конечно, каждая веха завода — это шаг вперед и в понимании, и в воспитании подрастающего поколения, в сохранении ценностей, ну и во вкладе в будущее, — сказал первый заместитель губернатора Челябинской области Виктор Мамин.
В новом выставочном пространстве экспонируются раритетные модели отечественного автопрома и станочное оборудование, детали легендарных автомобилей, архивные документы и уникальные артефакты. В залах сочетаются историческое наследие, представленное зоной настоящего заводского конвейера с узлами и агрегатами военного периода, и актуальная деятельность завода. Так, например, с помощью виртуальной реальности можно почувствовать себя водителем современного «Урала».
В экспозиции музея используются мультимедийное оборудование, достижения современного дизайна и передовых выставочных технологий. Демонстрационными решениями, пространственным воплощением, разработкой принципов и концепцией восприятия экспонатов занимались специалисты Уральского регионального института музейного пространства (УРИМП).
Факт
Новый музей пополнился как новыми экспонатами, так и вобрал в себя все лучшее, что было в первом Музее истории трудовой славы автозавода «Урал», который был открыт 55 лет назад — 5 июля 1969 года. Экспозиция музея была посвящена событиям строительства, роста и развития уральского предприятия и содержала уникальные документы и предметы военного и послевоенного времени, среди которых — образцы первой продукции предприятия — коробка скоростей и уральский мотор.
— Один из самых ценных экспонатов новой музейной экспозиции — пожарный автомобиль АМО-Ф15, выпущенный в серию сто лет назад. Во всем мире осталось всего два экземпляра этого грузовика, — рассказывает руководитель музейного выставочного центра «Урал» Майя Авдошина. — В Миассе автомобиль пробудет до 1 апреля 2025 года. За это время специалисты автозавода отреставрируют и дооснастят первый советский грузовой автомобиль, после чего он возвратится в Московский политехнический музей. АМО-Ф15 для своего времени имела хорошие ходовые характеристики и могла перевозить до 1,5 тонны груза. Шасси АМО-Ф15 долгое время использовалось для сборки карет скорой помощи, автобусов, специальных фургонов.
В музее также представлены легендарные уральские грузовики прошлого века. На стендах — редкие экземпляры разных лет. Сегодня немногие помнят народные названия популярных и востребованных в советское время грузовиков. Экскурсоводы расскажут о знаменитых моделях «ЗИСов»: легендарном «Захаре», «Газгене», «Эмке», оставивших заметный вклад в истории отечественного автопрома. Экспозиция позволяет легко проследить основные этапы развития отечественного машиностроения и ключевые стадии модернизации уральского предприятия. Кстати, практически все модели, представленные на площадке, в рабочем состоянии и транспортировались на место своим ходом.
— Значимость открытия музейно-выставочного центра переоценить сложно. Я уверен, что он будет привлекать как жителей города, так и туристов. Увлекательную экскурсию для нас лично провел генеральный директор АЗ «Урал». Павел Александрович очень глубоко знает историю не только автозавода, не только создания «Уралов» или автомобилей «ЗИС», но и вообще автомобилестроения в России, — отметил исполняющий обязанности главы Миасского городского округа Олег Буданов.
Для жителей и гостей города уникальная экспозиция будет доступна с 8 июля. Особенно в музейно-выставочном центре ждут школьников и студентов, для них входной билет будет бесплатным.
Фото автора